Расскажите о коллекции литовского плаката. Как и когда возникла идея составления? Сколько экспонатов? Какие работы особенно интересны и ценны?
Мы выбрали 25 литовских плакатов для представления на выставке "EPHEMEROIDS: ХХ век в плакатах". Я говорю "мы", потому что это был довольно длительный процесс, который начался еще в январе и в котором были задействованы также другие люди, организаторы из Киева, Института культуры Литвы и профессиональные консультанты. Среди них был и профессор Юозас Галкус, который в этом году презентовал огромную книгу, посвященную истории литовского искусства плаката.
Первоочередной задачей организаторов было отобрать 15 плакатов, по пять для каждой из трех тем: «Война», «Тоталитаризм» и «Гуманизм», – покрывающих разные периоды всего ХХ столетия. Во время процесса отбора мы добавили еще десять плакатов, включая плакаты периода Первой Независимой Литовской Республики (1918-1940), один плакат о нацистской немецкой оккупации, плакаты периода советской оккупации, периода борьбы за независимость Sąjūdis (1989-1990) и периода восстановленной независимой Литовской Республики.
Взяв во внимание различные интерпретации тем, силу внушения художественного выражения, декоративность и смесь лингвистических и изобразительных значений, я хотела показать работы наиболее выдающихся художников литовского плаката без которых мы не смогли бы представить коллекцию литовского плаката, таких мастеров как Стасис Ушинскас, Телесфорас Кулакаускас, Юозас Галкус, Витаутас Каушинис, Кястутис Гвалда, Стасис Ейдригявичюс, Римвидас Кяпяжинскас, авторов работ, отличающихся высокой оригинальностью.
Эти 25 плакатов взяты из общественных и частных коллекций, включая Национальный архивный фонд опубликованных документов Мартинаса Мажвидаса Национальной библиотеки Литвы, Национальный художественный музей М. К. Чюрльониса, Вильнюсскую университетскую библиотеку, Музей Шяуляя «Аушрос», Национальный музей Литвы и Каунасскую городскую общественную библиотеку.
Литовская школа плакатистов была и остается одной из самых сильных в Европе. Что, на ваш взгляд, поспособствовало этому? Что явилось предпосылкой успеха графиков-плакатистов из Литвы?
Многое повлияло на формирование школы литовского плаката. Но одно, и это очевидно – соседи, в первую очередь Польша. Школа польского постера была очень влиятельной и хорошо известной для литовских художников, особенно на протяжении 1960-х и 1970-х: они принимали участие в Международной Биеннале Плаката в Варшаве, выписывали польские журналы и книги.
В 1950-1970-х литовские художники активно следовали международным арт-трендам (например, швейцарский международный типографический стиль), даже не смотря на «железный занавес».
Я бы также отметила роль школ, учителей и профессоров, которые повлияли на формирование литовского искусства постера. Среди них хочу выделить Каунасскую школу искусств и позднее Вильнюсский институт искусств (сегодня Вильнюсская академия искусств).
Каролина Якайте
На выставке «EPHEMEROIDS: ХХ век в плакатах», которая откроется 20 октября у «Мистецькому Арсеналі», будут представлены работы трех направлений: «Война», «Тоталитаризм», «Гуманизм». Почему выбраны именно эти темы? Чем, по вашему мнению, они могут заинтересовать украинского зрителя?
Три основных направления или темы были выбраны организаторами из «Мистецького Арсеналу», и конечно, они являются ключевыми темами с широкой сферой для интерпретаций, говорящими о ХХ веке плакатного искусства.
Если говорить об украинском контексте, во время работы над коротким описанием плакатов я обнаружила связи с Украиной. К примеру, литовский художник Стасис Ушинскас, автор двух плакатов, которые будут представлены на выставке в «Мистецькому Арсенале» (плакат к юбилею Великого герцога Витаутаса Великого. 1929; Снизить высокие зарплаты государственных служащих. 1940) также разрабатывал несколько художественных проектов на витражном стекле в Украине. Вместе со своей сестрой Филоменой Ушинскайте, они работали для ресторана «Мечта» в Тернополе (1968) и для ресторана «Лилея» в Полтаве (1971).
Послания плакатов Советского периода, я надеюсь, будут понятны украинской аудитории по причине схожего опыта, также плакаты периода борьбы за независимость, Sąjūdis,где мы видим знаки мирного противостояния, в то же время с жертвами.
Как развивается плакат сегодня? Не только литовский – в Европе, в мире? Насколько кардинально сменились центральные темы работ? Чем современный плакат отличается от плаката, скажем, конца ХХ века?
Плакат – очень временный жанр, но в то же время очень чувствительный к изменениям обстоятельств, политических, исторических, культурных и социальных.
Основные темы отличаются согласно с актуалиями времени и места. Плакаты всегда были зависимы от клиентов: во время советского периода они были политическими, обремененными цензурой, сегодня – правит маркетинг.
Сегодня мы окружены и перегружены многими различными значениями и коммуникационными посланиями, плакаты всего лишь одни из них, но не единственные. Поэтому есть анимированные плакаты, плакаты со звуками и музыкой, но в то же время «старомодные», хорошие плакаты могут все еще быть очень привлекательны и эффективны.
Что вы можете сказать об украинских графиках-плакатистах и украинском плакате? Есть ли у нас работы, которые заслуживают внимания зарубежных профессионалов?
Уверена, у вас есть ваши собственные украинские традиции и великие плакатисты, которые достойны внимания зарубежных профессионалов.