Спектакль «Старший сын», поставленный режиссером Павлом Сафоновым по одноименной пьесе Александра Вампилова, стал одной из самых заметных театральных премьер прошлого года и едва ли не единственным посвящением автору к его 75-летию.
История о неудачливом, но талантливом кларнетисте Андрее Григорьевиче Сарафанове, его семье и внезапно объявившемся «старшем сыне» Володе прочитывалась разными театральными режиссерами не менее десятка раз. «Старшего сына» ставили центральные театры двух российских столиц, кроме того на сюжет пьесы написана опера и снято несколько художественных фильмов. Широкому зрителю нелегкая судьба Сарафанова-старшего стала известна благодаря прекрасному исполнению этой роли Евгением Леоновым в фильме Виталия Мельникова «Старший сын» (1976 г.). Тогда вместе с опытным Леоновым в киноленте снялись молодые Николай Караченцов и Михаил Боярский. В исполнении этих артистов одна из лучших историй Александра Вампилова зазвучала на весь Союз.
Почему к творчеству советского драматурга обратился современный режиссер Павел Сафонов? На этот вопрос, заданный журналистами на допремьерной пресс-конференции, он ответил так: «Вампилов, как и любой хороший автор, глубоко понимает психологию людей. На неё мало влияют какие-либо социально-политические изменения. Поэтому сегодня вампиловские тексты не выглядят «советскими». Это не ностальгические ретро-истории, а тонкое исследование человеческих взаимоотношений, мотивов тех или иных поступков». На главную роль Андрея Сарафанова был приглашен народный артист России Виктор Сухоруков. Этот самобытный, харизматичный актер сразу отметил, что его Сарафанов будет во многом отличаться от персонажа, созданного Евгением Леоновым. «Я обожаю Леонова, но не буду с ним соревноваться. В фильме («Старший сын», реж. В. Мельников) Сарафанов показан приземленным, забитым человеком, а у меня он наоборот возвышенный, странный, блаженный», - отметил Сухоруков. По его мнению, впервые в истории инсценировок «Старшего сына» режиссер вынес на первый план тему таланта, невостребованного и заброшенного. «Я таких ролей никогда не играл. История мировая, голливудская и вечная: тема заблуждения, приобретения, мужества, сиротства и самое главное – всепрощения. По пьесе Сарафанов всю жизнь писал, но так и не закончил ораторию под названием «Все люди братья», но я для себя решил, что он ее все-таки написал», - говорит Виктор Сухоруков, для которого эта роль ознаменовала переход в творческую зрелость.
Наряду с трагической нитью гибнущего таланта и одиночества в «Старшем сыне» развиваются две любовные линии, которые привносят в спектакль чувства, юмор, интригу. Образы своих героев тонко передали молодые и уже знаменитые актеры Евгений Цыганов, Евгений Стычкин, Василий Cимонов, Роман Полянский, Евгения Крегжде и Ольга Ломоносова. Кстати, этот спектакль – всего вторая работа театральной компании «Новая сцена». Однако то, какой звездный актерский состав сумели собрать антрепренеры и какую глубокую, «непопсовую» тему они выбрали и как ее воплотили, говорит о том, что сегодня антреприза, по крайней мере «Новая сцена», вполне конкурирует с большими академическими театрами.
Спектакль для зрителей старше 16 лет.
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут, с одним антрактом.
Стоимость билетов: от 50 до 1750 грн.
Место проведения - Театр им. Леси Украинки.