В киевских супермаркетах, как и в любых других по Украине, можно купить опасные для здоровья продукты. Защитники прав потребителей советуют быть особо осторожными при приобретении скоропортящихся продуктов. Киевлянка, которая на днях покупала рыбную продукцию в супермаркете "Фора", лично убедилась, что надо сто раз проверить, прежде чем раз купить.

Какими продуктами из столичных супермаркетов можно отравиться, куда обращаться пострадавшим покупателям и как могут наказать магазины за продажу некачественной продукции, пишет "Обозреватель. Кияни".

Опасный деликатес
Когда киевлянка Нелли Верховская по дороге домой воскресным днем купила в супермаркете "Фора" на Тычины, 7, пакетик икры пресноводной рыбы – она и представить не могла, чем это для нее обернется. "Она продавалась в кулечке и такой пластиковой упаковке. Она была свежая, за то число, когда я купила - 11 ноября. Я пришла домой, от магазина до дома - 10 минут ходьбы. Пожарила икру на постном масле и съела", - рассказывает "Обозревателю" Верховская.

Сейчас вспоминает: когда откусила первый кусочек – заметила горьковатый привкус. Но не придала этому значения. Перекусив, женщина отправилась на пробежку. Но уже через 40 минут еле добралась до дома. "Где-то через час у меня начались сильные приступы боли в желудке. Голова начала кружиться. Кисти рук и ступни ног опухли, покраснели, в желудке творилось что-то невероятное. Сильно тошнило", - вспоминает потерпевшая.
Нелли уверяет: у нее никогда не было аллергии. Да и физически 30-летняя спортсменка довольно крепкая. Икру любит, но вот купила ее отдельно от рыбы впервые. "В течение 2 часов длился этот ужасный приступ. Все это время меня рвало. Чуть легче стало только, когда вытошнило всю ту икру, которую я съела. Но были все равно и спазмы, и судороги, и было ощущение, что мне очень холодно", - рассказывает покупательница.

Опасное лакомство Верховская ела не одна – кусочек попробовал и ее муж. Но ему вкус приготовленной женой икры не понравился. Поэтому львиная часть угощения досталась самой Нелли. И если мужчина отделался "легким испугом", то его жена чуть не попрощалась с жизнью.

Наказание за отравление
В "Союзе потребителей Украины" говорят: фактов явного отравления продуктами из супермаркетов регистрируется не так и много. Причина – в том, что в Украине очень сложно доказать, что именно купленный в супермаркете продукт стал причиной отравления. "Как правило, человек не ест только один продукт. Некачественный продукт он ест вместе с другими. Для того, чтобы доказать факт отравления конкретным продуктом, надо использовать специальные методики. Но эти исследования, во-первых, очень дорого стоят, а, во-вторых, не все поликлиники или больницы их делают", - заявила "Обозревателю" Татьяна Шальман, председатель Киевской областной организации ВОО "Союз потребителей Украины".

Но даже если врач установит, что причиной отравления стал, к примеру, сыр, зараженный сальмонеллой – украинские законы таковы, что отбиться от обвинений и наказания недобросовестным супермаркетам проще простого. Максимум, что им грозит, если они не поскупятся на хороших адвокатов – 450 гривен штрафа, который пойдет в госбюджет.

Покупатель же может рассчитывать на возвращение ему стоимости некачественного товара. Если повезет.

О возмещении затрат на лечение и тем более о компенсации морального ущерба речь вообще не идет. "Яркий пример – прошлогоднее отравление 50 человек курами гриль из супермаркета. Из этих полсотни людей ни один не получил выплаты материальных убытков, даже на возмещение затрат на лечение. Судебная система и законодательство Украины у нас такие, что, к сожалению, не отстаивают интересов потребителей", - подчеркивает представитель "Союза потребителей Украины".

Икру "оправдали"
Нелли Верховская говорит, что отказалась от идеи стянуть с "Форы" компенсацию. Сейчас ее больше интересует другое – чтобы супермаркет прекратил травить своих покупателей. "Когда вспоминаю, как я по полу каталась в рвоте, и меня трясло – понимаю, что если бы человек был постарше, если бы он не был физически крепкий - он бы умер. Даже сейчас кто-то может покупать эту икру. И попадет в такое положение, как и я", - возмущается женщина.

И рассказывает, что со своей историей обратилась в супермаркет "Фора" - с просьбой проверить качество злополучной икры и изъять ее из продажи.

Кроме письма на электронную почту магазина, Нелли оставила голосовое сообщение на автоответчике и написала свою историю в книге жалоб. Но администрация супермаркета удовлетворять просьбу пострадавшей клиентки не спешит. Действует по принципу "сам дурак": мол, в отравлении виновата сама пострадавшая.

"Я их ответ прочла с изумлением. Если передо мной не хотят хотя бы извиниться, пусть просто проверят эту продукцию и перестанут других людей травить. Но они отказались это делать. Да еще и написали, что я эту икру неправильно хранила. Хотя я ее "хранила" ровно 10 минут – пока дошла из магазина домой. Это легко установить, потому что я сразу начала писать в социальные сети – ночью, как только пришла в себя", - возмущается Верховская.

Вызывайте скорую и пишите жалобы
В "Союзе потребителей Украины" советуют: чтобы не рисковать здоровьем – требуйте у продавца сертификат соответствия на товар. Именно в этом документе должно быть указано, соответствует ли продукт качественным характеристикам, заявленным производителем. Смотрите на срок годности и внимательно изучайте состав. Особенно если речь идет о скоропортящихся продуктах. "Икра сырая должна сохраняться 2, 3 или 5 часов, в зависимости от температурного режима. Это должно быть прописано в так званых технических условиях. А ведь эта икра могла пролежать 2-3 дня", - комментирует ситуацию Нелли Татьяна Шальман.

Но если вы отравились, первое, что надо сделать – вызвать скорую. И при первой же возможности обратиться в местную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей с заявлением, в котором нужно изложить свою ситуацию с указанием даты, адреса магазина и требованием провести внеплановую проверку этого супермаркета и соблюдения правил продажи определенной группы товаров.

Если при этом еще сошлетесь на закон о защите прав потребителей и попросите инспекцию сообщить вам о результатах проверки и приложите копию чека – чиновники обязаны в течение 3-7 дней эту проверку провести. Если товар все еще продается в магазине – его обязаны изъять и направить на экспертизу. "Если инспекция бездействует – над ней есть государственная инспекция по защите прав потребителя. Пишите туда жалобы, что ваши права не защищаются и конкретные чиновники не исполняют свои служебные обязанности. Далее, есть общественные организации, при Госпотребинспекции есть общественный совет – напишите туда свое заявление и жалобу, обратитесь в правоохранительные органы", - советует представитель "Союза потребителей Украины".

Но, прежде всего, стоит обратиться в сам магазин с заявлением, копией чека и требованиями – например, предоставить документы на купленный вами товар. Если ваше заявление не принимают – послать его почтой с уведомлением, чтобы вас поставили в известность о вручении вашего письма должностному лицу. И уже с копией письма идти в контролирующие органы.

И пусть даже дело закончится смешным для магазина штрафом – пытаться бороться за свои права все равно необходимо. Ведь если мы все будем соблюдать законы, рано или поздно они действительно начнут работать. 

kiyany.obozrevatel.com