В городах нынешнего времени этим понятием, чаще всего, обозначают районы с низким или устаревшим уровнем инфраструктуры, плохим сообщением с центральной частью города, высоким уровнем уличной преступности. Практически каждый крупный город мира имеет такие районы, которые можно назвать гетто. Иначе – трущобами.
Почему они появляются? Обычно причина стыдливо умалчивается, потому что в случае её признания необходимо называть механизм разрешения этой проблемы. А его пока нет. Тем не менее, обозначить её можно.
Истоки появления современных городских трущоб, несмотря на то, что в украинской урбанистике нет такого определения, прячутся в стремительном обветшании промышленных кварталов и старых застроек. На их модернизацию обычно требуется гораздо больше средств, чем на обустройство новых районов, на что в городском бюджете, как правило, средств не предусмотрено или предусмотрено недостаточно.
Вторая причина «трущобной болезни» мегаполиса – потеря населением с достаточным (средним или высоким) уровнем доходов своей социокультурной значимости. Люди, имеющие хорошее образование, достойную работу, устойчивый уровень дохода, покидают малопривлекательные жилые кварталы, либо, в силу естественных причин, уходят из жизни. Остаются обычные жители ниже среднего уровня, которые не могут себе позволить переезд, одинокие старики.
Таким образом, в снизившем свою привлекательность районе появляются временные жители, среди которых есть и маргинальные слои. Им недоступны традиции, неинтересна забота о дворе, доме, подъезде – они потребители и только. А банкротство близлежащих предприятий, которые пополняли казну и способствовали содержанию данного района, усугубляет и экологическую обстановку, и снижает обслуживание инфраструктуры. И новоявленная «трущоба», никуда не исчезая, только расползается по карте города.
На Западе есть печальные примеры упущений правительства и превращения успешных районов в забытые жизнью углы. Это всем известный Детройт – некогда процветающий центр автомобилестроения, а ныне огромная трущоба на общем фоне расцвета городов. Не сумев (не обратив внимания?) своевременно применить программу городского обновления, а такие уже давно существуют в мировой практике, страна потеряла целый город!
Такое грозит и Украине, в отдельных примерах – Киеву. Нет необходимости перечислять малопривлекательные районы столицы – достаточно открыть любую газету или интернет-страницу с объявлениями по найму и продаже жилья, и всё сразу становится ясным.
Неясно только одно: как преобразовать жизнь этих районов так, чтобы она стала привлекательной не только для жителей местных домов и для тех владельцев жилья, которое они сдают внаём мигрантам.
Думается, одним из путей к уменьшению маргинализации малопривлекательных районов должен стать отказ от малосемеек.
Возможно, когда-то, в пору, когда надо было расселить людей в коммуналках, такой вид домов-общежитий был приемлем. Да ведь и предполагалось, что жить люди там будут недолго – до получения полноценного жилья. Но время показало, что тысячи и тысячи родившихся в малосемейках прожили там всю свою жизнь, а сейчас там проживают их дети… Давно уже подорожала земля под этими домами, но квартиры квадратурой 15 метров никогда не станут привлекательными. Средний показатель обеспеченности жильём в Киеве считается 20-22 квадратных метра на человека, но фактическая цифра куда ниже. Откуда же возьмётся комфортность в таком жилье? Ухоженность – во дворах и на улицах?
Ну а где же брать недорогое жильё, которое по карману студенту, аспиранту, молодому человеку, только что приехавшему в столицу в поисках своей судьбы? Есть сведения, что в планах многих строительных компаний, с благословения государства, – строительство относительно дешёвых «гостинок». Казалось бы, прекрасно! Всем выгодно: строительные компании передадут управляющей компании жильё, доступное для многих. Но ведь именно такое жильё (и опыт советских малосемеек подтверждает это) концентрирует появление в определённом районе большого количества социально незащищённых граждан и, впоследствии, появление признаков криминализации района. Поэтому, и это в силах власти, необходимо обязать застройщиков строить недорогое жильё, говоря по-старому, «доходные дома», в виде достаточно комфортных однокомнатных квартир, и это должно быть чётко оговорено в Генеральном плане столицы.
Непривлекательные городские районы имеют способы улучшения. По опыту известно, что, скажем, Троещина и Борщаговка, - районы, заселённые, преимущественно, снимающими квартиры студентами, молодыми людьми, приехавшими покорять столицу и стариками, доживающими здесь свой век в старых квартирах.
Здесь относительно дешёвое жильё, однако, едва поднявшись по социальной лестнице, молодёжь стремится поскорее отсюда съехать. Почему? Да потому что это мрачные, неинтересные в плане отдыха районы со слабым сообщением с центром. Так разве не нужно учитывать это при развитии публичного пространства – локаций, которые, являясь так называемым «третьим местом» - ни домом, ни работой - помогут людям отдохнуть, отвлечься, расслабиться. Это стимул к осмысленным действиям, направленным на созидание. А тяжёлая, долгая поездка только от дома к работе и обратно – разве способствует этому? Развитие этих районов в первую очередь – вот что главное.
Это и пешеходные зоны, и появление большого количества достойных мест отдыха, обновление озеленения… И здесь очень кстати могут быть территориальные объединения граждан.
Мы не вспоминали здесь о национальных анклавах в столице, которые пока ещё не очень распространены в Киеве и в Украине вообще. Но думать об этом пора: жёсткая миграционная политика России обязательно приведёт к увеличению потока мигрантов из Закавказья и Азии в Украину. Вот тогда, не дай Бог, мы и возвратимся к первоначальному значению слова «гетто»…
Фото: Генрик Росс, Дж.Д. Пули,