24 января в жилом доме на улице Рогозовской в Днепровском районе столицы прогремел взрыв, первой же версией стала самая удобная – утечка газа в квартире по вине жильца, к детективной истории с причинами взрыва мы еще вернемся.
К счастью, во время взрыва никто не погиб, но перед жильцами старенького 4-х этажного дома, каких много в Дарнице, стала насущная проблема: где жить.
15 квартир оказались в аварийном состоянии. Такое же колличесво семей остались без жилья. Власти не растерялись, бодро создали комиссию для решения данного вопроса, которую возглавил сам Александр Мазурчак, первый заместитель главы КГГА Попова.
Согласно обещаниям главы комиссии все должно было быть «в ажуре»: жильцам тут же предоставляют квартиры, помогают с перевозкой мебели, и они счастливо живут на новом месте, не зная проблем. «Жилье», к возмущению пострадавших, было действительно предоставлено. Почему к возмущению? Потому, что жильем это можно было бы считать только во времена окончания Второй мировой войны, в мирное время жилые помещения должны выглядеть по-другому.
Как минимум, для нормальной жизнедеятельности современного человека необходимы душ и кухня. Переселенцам в общежитие на Баумана для того, чтобы помыться и приготовить еду, нужно подняться двумя этажами выше, на 4-й этаж, да еще и захватить с собой шланг - смесителя там нет. «Можно приспособиться, раз уж так случилось», - наверное, сказали бы члены комиссии, говорить о том, что они не оказались бы в такой ситуации, излишне.
Уже давно цивилизованный житель мегаполиса о клопах мог прочитать лишь в книгах. Но жители аварийного дома столкнулись с ними вплотную в квартирах на Борщаговке, предоставленной КГГА. Неудивительно, что жители двух квартир отказались переезжать с детьми в антисанитарные условия и любоваться на клопов и плесень. Власти, предоставляя «жилье» на другом конце города, конечно же, ни на минуту не задумались о том, как родители будут возить детей в садик, школу и кружки. Александру Бойцеву с семьей (ребенок, беременная жена, теща, шурин да еще и собака) предложили переехать в 1-комнатную квартиру.
Единственное, что осталось: сражаться за свои права с государственной инстанцией, ютясь у родственников и знакомых. Обращались и к Александру Шевчуку, главе Днепровской РГА, и к Попову… Полученные ответы – вежливое пожелание идти по известному адресу (очевидно, по адресу предоставленного «жилья»), нет у них, видите ли, ничего лучше.
Согласно жилищному законодательству, государство в таких случаях обязано предоставить квартиру в том же районе не меньшую по площади. Тут Киевская администрация «отмазалась»: ведь это временное жилье, оно может быть в любом районе (и, очевидно, в антисанитарном состоянии), а дом будут ремонтировать (можно себе представить, сколько времени это займет), и жильцы смогут вернуться в родные пенаты. Но люди, наученные чужим горьким опытом, прекрасно представляют себе, что нет ничего более постоянного, чем временное. Более 5-ти лет назад на улице Красноткацкой, в том же районе, произошла подобная авария. Как уже догадался читатель, пострадавшие до сих пор живут во временном жилье…
Есть еще одна проблема, которую взялось решать государство, - мародерство. Дом якобы охраняется милицией, ведь жильцы не смогли забрать все вещи в предоставленные бараки, случаи воровства убедительно демонстрируют то, как «милиция нас бережет». Онкобольная теща Александра Бойцева продолжает жить в аварийном доме, «кочевой» образ жизни она не вынесет. Однажды Александр остался там ночевать и с помощью собаки задержал вора при попытке проникнуть в квартиру. В милиции смущенно почесали затылок и… дело не завели. Ничего ведь не украдено, а зачем человек в полпервого ночи ломился в чужой дом, решили не выяснять.
Вопрос о причине взрыва и о том, к кому предъявлять претензии и предъявлять ли вообще остается открытым. Сразу же было заявлено, что произошел взрыв по причине утечки газа в квартире №30, где происходил ремонт, это самый простой вариант – обвинить в неосторожности или злом умысле жильца. Хозяин квартиры Фоменко свою вину отрицает: плита была установлена 3 месяца назад, ею не пользовались, трубу следователи срезали без понятых и хозяина. Дальнейшая экспертиза показала, что труба действительно в полном порядке. Ряд фактов красноречиво опровергает версию об утечке газа. Для того, чтобы произошел взрыв такой силы кран на трубе должен был быть открыт в течениие 3,5 часов, а у сына Фоменко, который находился в квартире в момент взрыва, не обнаружили ни признаков отравления, ни даже газа в легких, лишь ожог верхних дыхательных путей. Пострадавших, которые арендовали соседнюю квартиру №29, следователи найти не могут, они покинули больницу и исчезли… Да и характер взрыва у многих вызывает подозрение, мол газ так не взрывается, это больше похоже на воздушно-капельную смесь. Некоторые упоминают, что слышали два взрыва.
Достоверную информацию получить невозможно, следователи отказались ее предоставлять и жильцам, и журналисту «Обозревателя». А пока пострадавшие не знают, кому предъявлять требования о компенсации и кто несет ответственность за происшествие. Жилец, у которого при взрыве пострадала машина, даже не может подать заявление в страховую компанию, т. к. причина не названа. Судя по всему, страховку он получит еще не скоро.
В контексте мировых событий напрашивается гротескное сравнение. В маленькой густонаселенной Японии многие тысячи семей остались без жилья, в условиях не прекращающихся землетрясений, ядерной катастрофы, уничтоженных коммуникаций правительство умудряется оказывать помощь пострадавшим, фактически отсутствует мародерство.
А в огромном Киеве, где не было в последние годы ни землетрясения, ни, тем более, цунами, в мирное время КГГА не в состоянии найти 15 квартир без клопов, с ванной и кухней и обеспечить сохранность имущества граждан. За то чиновники прекрасно умудряются найти землю, чтобы продать ее под застройку. В том, что «Украина не Япония» и вряд ли будет на нее похожа, никто не сомневается, даже книгу писать не надо.
Остается лишь уповать на высшие силы, что никакой катастрофы не произойдет, и завтра в Вашем доме никто не забудет выключить газ, в противном случае, придется рассчитывать только на себя, примерно отчисляемые в бюджет налоги не помогут, они уже, судя по всему, потрачены.