Деньги любят счет
В трудные времена украинцы начали считать каждую копейку, потраченную на разговоры по мобильному, и стали платить за сотовую связь меньше. Первыми сократили расходы на мобильную связь бизнесмены. Потребность в услугах операторов снизилась в связи с массовыми сокращениями персонала, отказом от открытия новых филиалов, переводом сотрудников с безлимитных корпоративных пакетов на обычные.
Простые абоненты также предпочитают говорить меньше и отказываются от дополнительных услуг. Спрос на экономные предложения наоборот повысился.
Также в конце 2008 года рынок мобильной связи перестал бурно расти, достигнув стадии насыщения. Сократилось число новых подключений. Общее количество абонентов в апреле 2009 года по сравнению с мартом уменьшилось на 250 тысяч – до 55,2 миллиона.
Скачки курса доллара отразились и на игроках рынка мобильной связи, которые за многие закупки рассчитываются валютой.
В результате мобильные операторы за первый квартал нынешнего года недосчитались около 28% доходов, их выручка по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом сократилась до 1820,8 миллиона гривен.
Мобильный неликвид
Столкнувшись с сокращением доходов, участники рынка начали пристальнее смотреть на рентабельность своих проектов. Первой жертвой пал дочерний бренд компании "Киевстар" – "Мобилыч". Этот субоператор был создан в 2007 году и ориентировался на аудиторию с очень низкими доходами – пенсионеров и студентов.
В середине апреля этого года оператор решил свернуть проект, так как доход от абонентов перестал покрывать расходы на обслуживание "Мобилыча". Компания прекратила выпуск стартовых пакетов, а срок активации тех, которые уже поступили в розницу, закончится в январе 2010 года.
Эксперты говорят, что сворачивание суббренда было ожидаемым шагом, направленным на оптимизацию расходов и повышение качества абонентской базы. Не исключено, что вслед за "Мобилычем" могут закрыться "экономные" дочки других операторов, в частности "Экотел" МТС.
Совместная экономия
Для сокращения издержек компании, предоставляющие услуги мобильной связи, могут действовать сообща и делиться друг с другом инфраструктурой – вышками для передающих станций и ресурсом коммуникационной аппаратуры. Пример подобной кооперации есть в Европе, где сотовые операторы Vodafone и Telefonica за счет объединения инфраструктуры намерены сэкономить сотни миллионов фунтов стерлингов в ближайшие десять лет.
Во время бурного роста рынка и активного увеличения абонентской базы делиться операторам было невыгодно. Теперь же рынок насыщен, и встал вопрос об оптимизации расходов.
В Украине тоже началась разработка правил совместного использования передающих вышек. Документ, над которым трудится Национальная комиссия регулирования связи, позволит операторам арендовать вышки и площадки для установки передающей аппаратуры у конкурентов.
Тем игрокам рынка, которые не завершили строительство всеукраинской сети, такое решение позволит увеличить покрытие, а операторам с большим количеством вышек – получить дополнительную прибыль от аренды.
Дорогая заграница
Украинцев, которым приходится часто звонить из-за границы домой, ждут плохие новости: роуминг становится все дороже. Первая волна повышения тарифов на заграничные звонки была связана с подорожанием доллара, ведь отечественные операторы рассчитываются с зарубежными партнерами в твердой валюте.
Многие компании уже в начале года повысили стоимость роуминга и начали засчитывать минуту общения с первой секунды, когда соединение длится несколько секунд, а оплата взимается как за полную минуту разговора.
Сейчас курс доллара понемногу идет вниз, однако для украинцев стоимость роуминга с 1 июня может вновь увеличиться.
Дело в том, что с 1 июля европейские мобильные операторы обязаны снизить тарифы на звонки, сообщения и мобильный интернет внутри ЕС в среднем на 60%. В ответ европейские компании могут повысить стоимость услуг роуминга для своих зарубежных партнеров из стран, не являющихся членами ЕС. Подобное подорожание уже случалось в 2007 году, когда европейские компании заставили снизить стоимость услуг мобильной связи в ЕС.
"Нулевых" тарифов не будет
Летом украинские операторы могут отказаться от "нулевых" тарифов. Антимонопольный комитет признал крупнейших операторов монополистами и дал право НКРС устанавливать ставки интерконнекта. Это плата, которую провайдеры мобильной связи берут друг с друга, когда абонент конкурента звонит на номер из их сети.
Новые тарифы пока не определены, но и без конкретных цифр понятно, что бесплатным разговорам внутри сети пришел конец. Сейчас стоимость взаимной связи между операторами существенно завышена, отмечают эксперты. После решения АМК, эта плата неизбежно снизится, и нулевые тарифы на разговоры внутри сети просто перестанут окупаться. Зато подешевеют звонки с мобильных телефонов на стационарные.
Операторы пока не спешат заявлять об отмене бесплатных тарифов, ведь это неминуемо приведет к оттоку абонентов.
Мобильные уловки
С начала года почти все операторы уже повысили стоимость ряда своих услуг: увеличилась плата за соединение, подорожал роуминг, уменьшилось время тарификации.
Сейчас игроки рынка пытаются сохранить спрос на свои услуги. В ход идут различные акции, стимулирующие абонентов говорить больше, чаще пополнять счет и т.п. От прямого увеличения тарифов операторы будут воздерживаться, стремясь сохранить клиентов.
При этом компании попытаются заработать на клиентах другими методами. Станет меньше "бесплатных" минут, увеличится объем обязательных ежемесячных платежей, пропадут карточки пополнения малого номинала.
Но даже такие уловки не спасут мобильных операторов от убытков. По оценке компании "Астелит" (ТМ life:)), рынок услуг сотовой связи в этом году сократиться на 15-20% в долларовом эквиваленте.
Автор: Сергей Пасюта