Сперва ректора университета Катерину Амосову уличили в неуплате налогов и сокрытии доходов, а НАЗК объявил о повторной проверке её декларации. Затем в НМУ прошли обыски, организованные прокуратурой города Киева: по обвинению в коррупционной схеме по продлению разрешения на пребывания в стране иностранных студентов был задержан заместитель декана по работе с иностранцами. После чего уже НАБУ открыло уголовное производство по факту незаконного обогащения ректором и её супругом Владимиром Мишаловым, а руководство университета начали приглашать на допросы сотрудники Национальной полиции: там давно расследует дело о сомнительной схеме начислений премий членам ректората.
После того, и вовсе, Министр здравоохранения Ульяна Супрун потребовала от Амосовой срочно урегулировать конфликт интересов: ректор начисляла баснословные премии своему супругу, который также занимает руководящую должность в университете.
У Амосовой, в свою очередь, заявляют об организованной информационной атаке и называет происходящее «масштабной кибер-травлей», целью которой является заставить уйти её в отставку. Более того, Амосова даже подала соответствующие заявления в СБУ и Киберполицию и попросила защиты у правоохранительных органов. По её словам, вот уже четыре месяца её преследуют неизвестные журналисты, а электронная почта ректора и её супруга, заведующего одной из кафедр НМУ, якобы были взломаны: позже личные переписки руководства университета оказались в сети. В правоохранительных органах, правда, согласно заявлению юриста Амосовой Анжелики Сицько не спешат реагировать и не видят состава преступления: во многом, подобные заявления Амосова пишет, чтобы отвлечь внимание от сути предъявленных ей вопросов. Мы решили разобраться в этой нехитрой истории, изучить обвинения в отношении Амосовой, и рассказать, что происходит.
С чего все начиналось? Обвинения в коррупции
27 сентября Центр журналистских расследований опубликовал материал о недвижимости ректора НМУ имени Богомольца Катерины Амосовой, из которого следовало, что ректор зарабатывает на сдаче в аренду трех квартир в центре Киева и уклоняется от уплаты налогов. Согласно материалам ЦЖР, Амосова, вместе со своим супругом, заведующим кафедры хирургии в Национальном медицинском университете Владимиром Мишаловым, проживают в частном доме в городе Ирпене (542 кв. м.).
В то же время, обнаружили в ЦЖР, Амосова и Мишалов владеют тремя большими квартирами в центре Киева и зарабатывают на сдаче их в аренду под нужды жильцов или офисных компаний. В частности, супруги, вместе с дочерью, владеют квартирами по адресам: Чеховский переулок 8 (256 кв. м.), ул. Артёма 52-А (120 кв.м.) и Богдана Хмельницкого 39 (80 кв. м.). Как сообщили журналисты, все три квартиры сдаются супругами в аренду, а стоимость аренды варьируется от 20 000 до 50 000 гривен в месяц. В частности, Центру журналистских расследований удалось выяснить, что за аренду квартиры на Чеховском переулке, под нужды офиса российской компании Questoria, Амосовы получают 40.000 гривен/мес.
Таким образом, утверждали в ЦЖР, в год Амосова получает около 1,5 млн дохода от сдачи в аренду квартир, которые не отображены в ее декларации, что попадает сразу под три статьи Уголовного кодекса: «незаконное обогащение» (ст. 368–2 УКУ), «указание недостоверных сведений в декларации» (ст. 366-1 УКУ) и «уклонение от уплаты налогов» (ст. 212 УКУ).
У ректора же, напротив, утверждали, что квартиры начали сдавать только в 2017 году и планировали отобразить доходы при заполнении декларации в следующем году.
Однако, как известно, прибыль от сдачи в аренду элитной недвижимости (например, сдача трёх больших квартир в центре Киева) превышает 50 минимальных заработных плат, а значит считается существенной: ректор должна была внести её в декларацию в течение 10 дней после получения, чего не было сделано даже спустя год.
23 октября в НАЗК заявят, что проведут повторную проверку декларации Амосовой, а 22 ноября, спустя месяц, Соломенский районный суд обяжет расследовать это дело уже НАБУ.
Следующее расследование ЦЖР о ректоре Богомольца появилось уже 17 октября и касалось распределения доходов от медицинских исследований. По словам сотрудников ЦЖР, решение продолжить тему коррупции в университете было принято после того, как в редакцию начали поступать анонимные угрозы от неизвестных. Немногим позже члены организации даже провели акцию под стенами Министерства здравоохранения и потребовали от Ульяны Супрун отставки Амосовой. Протестующие утверждали, что Амосовой практически не бывает на рабочем месте, она не принимает участие в жизни университета, а всеми хозяйственными и финансовыми вопросами НМУ заведует её супруг: Владимир Мишалов.
Согласно новым опубликованным материалам ЦЖР, Амосова и Мишалов регулярно получают заказы от частных фармацевтических компаний на проведение исследований новых медицинских форматов, однако несмотря на то, что исследования проходят на базе Александровской больницы и Главного Военного клинического госпиталя, и проводятся сотрудниками НМУ, ни Амосова, ни Мишалов в исследованиях участия не принимают.
В то же время, доходы от проведенных исследований распределяются более чем странно: 80% доходов выводится через ФОП Мишалова и Амосовой, 10% получает Национальный медицинский университет, 5% Александровская больница и столько же главный исследователь (врач, непосредственно проводящий исследования препаратов).
Чем вызвана арифметика такого распределение средств — непонятно, однако ясно одно: они точно являются важной статьей доходов для ректора и её супруга.
Дальше события начали развиваться ещё более стремительно. 19 октября Прокуратура города Киева разоблачила на системном взяточничестве заместителя декана факультета по работе с иностранными гражданами НМУ им. Богомольца, проведя обыск в деканате университета.
Так, в прокуратуре считают, действуя по предварительному сговору, чиновники оформляли иностранных граждан и иностранных студентов, которые были отчислены из учебных заведений Украины, на подготовительные курсы различных вузов, без фактического их посещения, тем самым безосновательно продлевали срок их пребывания на территории государства.
За оформление 6 месяцев таких курсов служащие высших учебных заведений требовали от 600 до 800 долларов США.
Однако и это оказалось не единственной схемой с иностранцами. Как стало известно, в декабре Амосову и Мишалова несколько раз вызывали на допрос по аналогичному уголовному производству, расследуемого Национальной полицией. Так, известно, что существует ряд посреднических фирм, способствующих «беспрепятственному поступлению студентов из Индии и Пакистана», создателями которых являются люди из окружения супруга ректора. Например, некто Кумар Ашвани. И все бы ничего, но стоимость обучения, при поступлении через подобные фирмы, превышает реальную в несколько раз.
Согласно источникам ЦЖР, в университете существует целая схема по привлечению иностранных студентов и сеть «своих» посредников из разных стран: Кумар Ашвани (Индия), Шади Хатиб (Мароко, Ливан), Валид Атиа (Египет), Амир (Иран). За обеспечение монополию на работу и беспрепятственное зачисление иностранных студентов за каждого студента Мишалов определил тариф в $500. Кроме того, студентам навязывали покупку страховки от страховой фирмы, аффилированной с отдельными сотрудниками университета. Таким образом, масштаб теневых доходов семьи ректора более чем очевиден.
Как жалуются студенты, иностранцев в университет набирают настолько много, что для многих уже давно не хватает англоязычных преподавателей, однако руководство университета ставит задачу зачислять как можно больше иностранцев: именно студенты из Индии, Пакистана, средней Азии и Африки являются основным источником теневого «общака» университета.
Стоит отметить, что и семья ректора живет не бедно: Катерина Амосова, совместно с супругом, владеют двумя автомобилями BMW X3 И X5, огромным домом в Ирпене, а также тремя квартирами в центре Киева. Как академики, занимавшиеся всю жизнь научной деятельностью, смогли сколотить такое состояние — не сообщается.
Стоит подчеркнуть, что ни на один из заданных вопросов ректор не смогла ответить по сути, как не сделала и какого-либо опровержения материалов журналистских расследований: как словесного, так и документального. Амосова лишь продолжила заявлять о том, что стала жертвой информационной атаки и провокаций. С каких пор журналистам стало нельзя исследовать имущество чиновников и задавать вопросы об уплате налогов — непонятно.
Остаться за любые деньги. Амосова отвечает на обвинения дорогой пиар-кампанией
Администрация университета Богомольца не оставляет без внимания обвинения и заявляет о развернувшейся кибертравле в отношении ректора, целью которой могут быть новые выборы в университете. Это вообще большая общая черта как украинских чиновников, так и академиков: в любой непонятной ситуации говорить об информационной атаке. В НМУ даже обратились за защитой в правоохранительные органы: 22 декабря университет выпустил специальное заявление, в котором Администрация ВУЗа выразила полную поддержку Амосовой и попросила Главу СБУ и Министра внутренних дел защитить ректора от «террора банды киберпреступников».
В правоохранительных органах, правда, реагировать не спешат: и правда, было бы странно, в военное время, бросать все силы на защиту чиновников от преследования журналистов. Однако интересно даже не это, а то, как такие заявления попадают в сеть.
Как сообщается, что в декабре ректор Национального медицинского университета обратилась за пиар-услугами к бывшему пресс-секретарю экс-Президента Леонида Кучмы. Данные услуги касались «очистки поиска Google», «размещения хвалебных материалов в СМИ» и «дискредитирующих материалов про оппонентов ректора». По информации журналистов, за данные услуги супруг Амосовой заплатил 50 тясяч долларов наличными. Кампания предусматривала список «положительных интервью» Амосовой и других сотрудников НМУ, материалы о реформах в университете, а также осуждение травли ректора.
И положительные статьи про Амосову действительно продолжают выходить каждый день. От бесконечных интервью Амосовой и всех возможных сотрудников с пространными заявлениями о реформах, до «чернухи» в отношении бывших уволенных сотрудников НМУ, и колонок-рассуждений на «Украинской правде».
В социальной сети Facebook также появилось соответствующее сообщество: Cybercrimestopper, а также сайт, посвященный осуждению травли ректора. На странице каждому, кто поможет предоставить доказательства травли ректора обещают новенький iPhone X (стоимостью в 1500 долларов).
Журналисты также опубликовали план кампании, составленный Громницкой, а также результаты ее работы: скриншоты «белых» новостей в СМИ и примеры «минусовок».
Стоит отметить, что вкладывает Амосова деньги не только в медиа. Вот уже несколько лет интересы Амосовой и её супруга Владимира Мишалова отстаивает одна из самых дорогих фирм на юридическом рынке GOLAW. Только по самым скромным подсчетам, на содержание армии юристов ректор могла потратить несколько десятков тысяч долларов.
Судя по всему, должность ректора в университете Богомольца действительно лакомое место. И за ее сохранение академики готовы платить. Вопрос только в том, откуда у академиков, всю жизнь прозанимавшихся научной деятельностью, такие бюджеты. Но об этом видимо больше говорят журналистские расследования.