На прогулочных корабликах, которые совершают прогулки по Днепру, сейчас аврал — в спешном порядке достают недостающие огнетушители, добирают спасательные жилеты, драят палубы и ремонтируют старые двигатели. Хотя владельцы корабликов официально говорят, что проверок не боятся, мол, у них и так все в порядке.
Как выяснила «Сегодня», некоторые даже решили отказаться от заработка и не вышли в рейс, чтобы не иметь дела с ревизорами.
ПОДКРАСИЛИ — И В РЕЙС. Слава Богу, ЧП, подобных российскому, на Днепре не случалось. В МЧС Киева припоминают только один случай, когда в плохую погоду пришлось спасать пассажиров частной прогулочной яхты, это было три года назад. Однако опасаться за судьбу пассажиров есть причины.
«То, что произошло на «Булгарии», вполне могло случиться и у нас. Практически все теплоходы — в частных руках, они отслужили свой срок — 25 лет. Некоторые из них уже дважды даже отслужили, их нужно модернизировать. А это значит, вся начинка, включая двигатель, должна быть новенькой. А их подлатают, покрасят свежей красочкой и снова пустят деньги зарабатывать. От проверяющей комиссии легко откупиться. А уж о том, чтобы пройти медицинское освидетельствование перед выходом в рейс, и речи не идет — этого просто не предусмотрено. Так что подвыпивший экипаж — это не редкость. Тем более, что никто из них сейчас даже не тренируется, как вести себя при аварии — они все деньги зарабатывают», — возмущается, капитан 1-го ранга, заместитель председателя Киевской организации Союза офицеров Украины Евгений Лупаков.
Его слова подтверждает и бывший член экипажа одного из прогулочных теплоходов Андрей: «Я год назад работал на таком прогулочном теплоходике. За сутки мы совершали по десять-двенадцать рейсов. Высадил пассажиров, подмел, набрал новых — и снова по реке. Двигатель ремонтировали по ночам, а иногда и на ходу. Если есть желающие, то берем и больше на борт человек на 10, а что делать? Ведь это деньги. Капитан и экипаж к вечеру еле на ногах стоят — от усталости и от выпивки».
ВСЕ В ПОРЯДКЕ. Но судовладельцы и сотрудники речного порта уверяют, что все это не так. «Каждое судно проходит серьезную проверку каждый год. Начиная с огнетушителей, спасательных жилетов, плотиков, кругов — все это сдается комиссии на проверку. Медицинскую комиссию экипаж проходит в поликлинике водников, там справку не купишь», — заверил нас замначальника по безопасности Киевского речного порта Сергей Шеремета.
А судовладельцы и вовсе говорят, что их замучали проверками, а потому все в порядке. «Да что вы, нас так проверяют! Члены комиссии даже под днище заглядывают, запускают мотор, смотрят двигатель. Так что сомнительные корабли в рейс не выходят», — заверили нас в пароходной компании Гидропарка.
ПО ДНЕПРУ ПЛАВАЛ ДВОЙНИК «БУЛГАРИИ»
По данным Главного управления Регистра судоходства Украины, средний возраст наших судов — 37 лет. Самый старый теплоход на Днепре, «Металлист», был выпущен в 1956 году, сейчас он на ремонте.
Интересно, что в Киеве были и свои «Булгарии». «Это была серия теплоходов, которые изготавливали по специальной программе в Венгрии для Советского Союза. Там были немецкие двигатели, российский металл на обшивке. У нас по Днепру ходили как минимум два — они назывались «Ленин» и «Карл Маркс».
Это были двухпалубные суда, там был ресторан, бар, развлечения для пассажиров. Они ходили даже до Херсона, с выходом в прибрежную зону моря. Во время Чернобыльской катастрофы все эти теплоходы со всего Союза отправили в Славутич. Там их превратили в плавучие гостиницы для ликвидаторов», — говорит Сергей Шеремета. Суда были обшиты свинцовыми пластинами — как защита от радиации. Позже «Карл Маркс» там же и затонул. А куда делся «Ленин», никто не знает. В середине 90-х подобные суда активно переименовывали и сбывали частным предпринимателям. А те уже их красили и катали на них туристов. Говорят, что из 36 советских «булгарий» осталось шесть, одна из них якобы превращена в базу отдыха в Севастополе.