Когда первые снегопады засыпали киевские дороги – столичные водители, на чем свет стоит, проклинали не успевающих убирать их коммунальщиков. Когда же снег сошел – наверное, не один водитель тут же об этом пожалел. Ведь вместе со снегом практически везде сошел и асфальт.
Сейчас проще назвать улицы, по которым пока можно проехать без риска для автомобиля, чем те, где возникли проблемы с асфальтом. Мы попробовали разобраться, что же мешает "Киевавтодору" обеспечить столицу Украины нормальными дорогами.
Причина №1: холодно
В том, что дороги Киева пребывают в настолько плачевном состоянии, столичные дорожники винят стихии. "Большое количество осадков, резкая смена температурных режимов, переходов через ноль стали причиной значительных разрушений уличной сети города", - уверяет Георгий Глинский, директор КК "Киевавтодор".
Эта же "напасть" мешает дорожникам немедленно взяться за устранение нанесенного ущерба. Поэтому "Киевавтодор" латать ямы в асфальте начнет, когда потеплеет. Справиться планируют до 15 мая. Правда, перспектива еще сезон скакать на ямах и кочках не радует не только простых киевлян, но и руководство города. "Это у себя на огороде, Георгий Ярополкович, будете до 15 мая работать. Если мы в ближайшее время это не сделаем – у нас вообще дороги разрушатся. Сегодня 300 тысяч кв м - а завтра будет 600. Нам сегодня это надо сделать", - возмутился, услышав планы Глинского на коллегии, глава КГГА Александр Попов. И пообещал найти деньги на ремонт.
Привычка дорожников сваливать все проблемы на капризы погоды уже не впечатляет даже их непосредственное руководство. "Безусловно, есть объективные причины, которыми можно объяснить ухудшение ситуации. Но мы должны быть готовы и помнить, что летом бывает жарко и сухо, а зимой холодно и влажно. Поэтому мы должны готовиться к работе именно в таких условиях и не объяснять погодными условиями нашу неспособность выполнять свои обязанности", - упрекнул руководство "Киевавтодора" заместитель Попова Анатолий Голубченко.
В целом, "Киевавтодор" насчитал 300 тысяч кв м проблемного покрытия. 98 тысяч из этого объема – участки аварийной ямковости, ремонтировать которые дорожники обязаны за 5-7 дней. Они же с 14 января успели "починить" 14,5 тысяч метров. Учитывая объемы работы, довольно странно выглядят потуги районных ДЭУ, которые тратят время на довольно сомнительное "покращення" ситуации. "В СМИ показывают, как из машины бросают асфальтобетон в неподготовленные ямы с водой. Когда идет снег или дождь, и есть большая яма, то некоторые ДЭУ(мы это как бы не запрещаем) засыпают их отработанным материалом, а не асфальтобетоном - они примитивно засыпают эти ямы. Это, конечно, не будет служить долго – всего 3-4 дня, но к тому времени перестанет идти снег и ремонтники возвратятся туда и нормально отремонтируют", - оправдывается Глинский.
"Не знаю, кто вам подсказал такую технологию – но это неэффективно", - парировал Попов. Ведь как показывает опыт, такой "ремонт" исчезает не через 3-4 дня, а через 3-4 часа, растаскиваясь за колесами автомобилей.
Причина №2: бедно
"Киевавтодор" отвечает за 26 млн кв м дорог в столице. И 85% из них уже давно изжили все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации: вместо 10-15 лет их без капитального ремонта используют по 30. При этом в 2012 году текущий ремонт профинансировали всего на 6,6% (при нормативе 1 млн 355 тысяч в год), а капитальный – в размере 2,3% (при норме 1 млн 557 тысяч в год).
Поскольку такой подход к ремонту дорог уже стал традиционным, приведение их в порядок Киеву влетит в копеечку. "На сегодняшний день нам нужно на текущий ремонт 270 млн грн в год. Это - чтобы привести улично-дорожную сеть до мая к нормальному состоянию после зимы. Чтобы выполнить все необходимые ремонты, где надо - сделать капитальный ремонт, где надо – средний, то это одномоментно 20 млрд гривен", - подсчитывает Глинский. В "Киевавтодоре" не рассчитывают, что город с бюджетом в 18 млрд найдет карман, из которого можно вытянуть 20 млрд. Поэтому предлагают ограничиться 13 млрд – да и те распределить на 2014-2018 года: чтобы и финансовую нагрузку уменьшить, и движение транспорта ремонтами не особо затруднять.
В КГГА же считают: денег нет – потому что не там искали. Ведь на то же латание ям можно было бы сэкономить. Если бы некоторые чиновники поумерили свои аппетиты. Ведь в Киеве умудряются "нагреть руки" даже на соли для посыпания дорог. "Мне очень горько, но на всю страну так опозориться с этой солью! Спасибо одному из каналов, который показывает, как мы уже даже соль воруем. Я дал поручение правоохранительным органам, и в ближайшее время буду понимать, где и как это делается. Как с 220 грн за тонну получается 500. И вы не думайте, что вам это сойдет с рук. По два посредника, и никакого учета!" - потрясал кулаком во время коллегии Попов.
Если же учесть, что в этом году по такой "выгодной" цене для столицы за бюджетные деньги закупили рекордное количество соли – 78 тысяч тонн – речь идет о более чем 21 млн грн. И таких "дыр", из которых просыпаются бюджетные деньги, при желании можно найти немало.
Причина №3: стратегично
Объясняя низкий процент капитальных и текущих ремонтов, Глинский упирает на то, что без дела его подчиненные не сидели. Ведь в последние годы в Киеве активно решали проблему пробок. Только официально зарегистрированных автомобилей у киевлян насчитывается 1 млн 200 тысяч. Поэтому пропускной способности существующих дорог уже не хватало. Взялись строить новые.
"Проспект Бажана, бульвар Леси Украинки, Красноармейская улица и другие объекты также надо учитывать. Это путепровод на Науки и Столичном шоссе. Это путепровод возле моста Метро, так называемая Подкова. Это развязка на пересечении Набережного шоссе и Днепровского спуска, развязка возле моста Патона. Есть ряд мощных развязок, которые были выполнены за последние годы и которые помогли решить транспортную проблему в Киеве. И которые также следует учитывать в контексте дорожных работ, которые были выполнены на улично-дорожной сети города", - перечисляет Глинский.
Новые дороги действительно важны и нужны. Тем более что, по уверению гендиректора "Киевавтодора", именно новые дороги менее всего пострадали этой зимой. Но ведь строить новое, забывая поддерживать в рабочем состоянии существующее – тоже не самая мудрая позиция. "370 млн на содержание, 272 млн на текущий ремонт, 109 млн - с "Укравтодора" на капремонт, а капитальные вложения посмотреть по балансу, сколько остается, с тем, чтобы остатки распределить между капитальными строительствами. Потому что уже нельзя за счет капитального строительства ухудшать ситуацию на дорогах Киева", - предлагает Голубченко.
Руководство "Киевавтодора" требуют уволить
Пока власти решают, что делать с разбитыми дорогами – жители Киева с этим уже определились. В понедельник, 18 февраля, состоялось сразу несколько акций, посвященных практически отсутствию дорог в столице. Одна из них, инициированная Молодежным движением Киева (МДК), прошла под стенами "Киевавтодора".
Участники акции уверены: такими плохими дороги Киева в последний раз были во время Второй мировой. Причем проблемы есть не только со старым асфальтом, но и с обошедшимися украинцам в миллионы гривен дорогами к Евро. И причина тому – не недостаток средств, не зима, а исключительно некомпетентность.
"Мы требуем отставки руководителя, заместителей, всей администрации "Киевавтодора". Они не справились с тем заданием, которое на них возлагали, и зиму дороги в очередной раз не пережили. А еще около 1,5 месяцев температура будет такая, что заново класть асфальт просто нет смысла, потому что он с первым дождем сойдет. А значит, ситуация будет еще больше ухудшаться. Поэтому единственным достойным для руководства "Киевавтодора" выходом сейчас является добровольное подписание заявления об увольнении", - озвучил "Обозревателю" требования столичных активистов заместитель председателя МДК Денис Тарасов.
Активисты рассчитывают, что эти требования поддержат киевляне. И начинают сбор подписей под обращением к премьер-министру и главе КГГА по поводу отставки руководства "Киевавтодора", а также к генпрокурору, которого попросят проверить деятельность коммунальной корпорации. И почему то в том, что многие киевляне такие требования поддержат, сомнений не возникает.