Трещины в полу, грибок, плесень и жуткий запах. Все эти "прелести" давно стали нормой для людей, живущих в квартирах 23 и 24 в доме на улице Андрея Бубнова, 6/6, в Голосеевском районе столицы. Как для жителей одного из киевских жилых домов создали нечеловеческие условия проживания, и почему их в упор не видят чиновники, пишет "Обозреватель. Кияни".

Строительство, которое разрушает
Квартиры под номерами 23 и 24 находятся в полуподвальном помещении жилого дома. И пять семей, поселившихся здесь несколько десятилетий назад, давно поняли, что пытаться делать ремонт или покупать новую мебель – зря тратить деньги. "Живем здесь 30 лет. Мало того, что квартиры непригодные для жилья – еще и три люка в квартире. И когда в подвале прорывает трубы – вода поднимается и затапливает наши квартиры. В нашей квартире самая нижняя точка по нескольким домам. Приходят сантехники, спускают. Идет вот этот запах", - жалуется Ирина Бондаренко, живущая в квартире №23.

Казалось бы – неужели условия для жизни могут быть хуже? Оказалось, могут. Весной этого года в помещениях, находящихся через стенку от злополучных квартир, развернулась кипучая деятельность: у подвала появился новый хозяин. "Этой весной группа неизвестных лиц начала на цокольном этаже дома ломать несущие стены, снимать подушку дома, и это привело к тому, что появились сквозные трещины. Жители после начала событий обратились в прокуратуру, а прокуратура направила запрос в стройлабораторию, которая прислала инспекцию. И есть акт, что дом аварийный, что есть трещины и что маячки показывают, что эти трещины становятся все больше", - рассказывает председатель Молодежного движения Киева Арсений Пушкаренко.

В квартирах №23 и №24 по стенам поползли сквозные трещины. Начала осыпаться штукатурка – один массивный кусок, отвалившись ночью, упал прямо на спящего человека. К счастью, обошлось без серьезных травм, но людям пришлось опять искать деньги на ремонт, чтобы хоть немного привести в порядок свое жилье. Расползаться по швам дом начал от подвала до 5-го этажа. "У меня над кроватью пошла огромная трещина. Я боюсь ложиться спать – вдруг ночью это все обвалится? Живем как на пороховой бочке. На несущей стене трещины и на панелях тоже трещины. Вот когда начали строить – то сделали нам горе целое", - показывает свое жилье Николай Бонзик из 29-й квартиры на втором этаже.

Пытались жители и пообщаться с новыми соседями. Но хозяина они так и не видели. А его представители, появляющиеся время от времени, на вопросы обеспокоенных людей отвечали грубостью. Они нам говорили: "Вы тут никто, у нас все схвачено, и мы будем делать все, что мы хотим". Вместо того чтобы как-то сказать – не то что взять разрешение, а просто сказать, что вот мы вселяемся, хотим то делать, как вы на это смотрите? Проигнорировали. Наоборот начали нам грубить, хамить, чуть ли не матом с нами разговаривали. Что они такие хорошие, а мы никто", - говорит Ирина.

Народный депутат Андрей Павловский, который вместе с Молодежным движением Киева по просьбе людей пытается им помочь, считает, что такое игнорирование со стороны новых владельцев подвала – не только нарушение традиций добрососедства и этических норм, но и противозаконное деяние. "По действующим уже не один год нормам, если в подвальных помещениях планировались какие-то заведения, то застройщикам надо было получить согласие не меньше 70% жителей на эту застройку. Насколько я понял из разговоров с людьми, никто с ними ничего не согласовывал, никто ни о чем не предупреждал. Люди случайно обнаружили, что это помещение в их доме уже приватизировано. И до сих пор название фирмы не известно. ЖЭК и райадминистрация отказываются предоставлять информацию", - говорит Павловский.

Кому в подвале жить хорошо?
Обнаружив факт строительства и тот вред, который оно приносит дому, люди начали оббивать пороги ЖЭКа с просьбами прислать комиссию, которая бы зафиксировала постоянное ухудшение и без того ужасных условий. Но наталкивались лишь на циничные отговорки и откровенное издевательство со стороны начальника обслуживающего микрорайон КП ЖЕО 103.

Это предприятие, в конце концов, таки провело "проверку", которая пришла к выводу, что условия проживания в упомянутых квартирах вполне удовлетворительные, и вмешательство в ситуацию пожарников и санэпидстанции абсолютно лишнее. Несмотря на то, что, по словам людей, у них неоднократно загоралась проводка, а 1,5-годовалый ребенок из 24-й квартиры вместо кошки или собаки домашними питомцами считает крыс, которые постоянно лезут в дом из подвала. "Я готова прямо сейчас поменяться квартирами с этими "экспертами", раз уж им кажется, что тут можно нормально жить!" - возмущается Елена из квартиры №24.

Независимая экспертиза: тут жить нельзя
Добиться проведения независимой экспертизы удалось только после обращения в прокуратуру. Акт о том, что жить в таких условиях люди не могут, стройлаборатория КГГА составила в августе 2012 года, а копии акта были направлены в прокуратуру и Голосеевскую РГА. Только вот добиться получения экземпляра этого заключения от райгосадминистрации жителям дома удалось только после вмешательства депутата Павловского.

Во время состоявшейся в конце декабря 2012 года встречи с нардепом присутствующие представители ЖЭКа и администрации наконец признали, что проблема существует. Правда, только в двух квартирах. Остальным жителям предлагают пройти "заколдованный круг" бюрократии местного разлива. "Мне известно только о квартирах 23 и 24. Есть заключение стройлаборатории, согласно которому квартиры находятся в подвальном помещении и подлежат отселению. Если по другим квартирам есть трещины, то они должны обращаться к обслуживающей организации – КП ЖЕО 103. КП ЖЕО 103 свою комиссию назначает и обследует", - заявил "Обозревателю" во время встречи с нардепом Михаил Ващенко, заместитель директора Дирекции по управлению и обслуживанию жилого фонда Голосеевского района.

Вместе с тем, в ЖЭКе говорят: повлиять на строительство они не в силах. "Выгнать строителей очень сложно, потому что у них вся разрешительная документация есть. Они собственники, у них есть документация на переоборудование", - сообщил "Обозревателю" Николай Качан, заместитель директора КП ЖЕО 103.
Но ситуация с разрешениями и законностью строительства у жителей дома вызывает сомнения. Во время полугодовой "войны" они обращались в самые разные инстанции. Среди них – ГАСК. В первом ответе этой организации было указано, что ГАСК "разрешения на проведение строительных работ не выдавал, и сообщения об их начале не регистрировал". В письме также указано, что чиновники понятия не имеют, кто и на каких основаниях захватил подвал дома.

Но уже через месяц на повторное обращение жителей дома ГАСК ответил совершенно иначе: новый владелец – некое ЧП Дышева, работы в подвале проводит на законных основаниях и придраться к ней не из-за чего.



Дом на Бубнова: типография вместо детского кружка
О том, что вместо детского кружка, который раньше размещался в подвальных помещениях, в доме появится что-то другое, люди узнали, когда новые владельцы пришли "выбрасывать" детей на улицу. "Когда-то здесь детки занимались. Были кружки. И мне преподаватель говорит – зайдите сюда. Я чуть не упал – сколько там кубков стояло, грамот. Я чуть не плакал. Мне было страшно смотреть, как деток выгоняли, преподавателей гнали отсюда. Они с дракой их выгоняли", - вспоминает Бонзик.

Но ситуация сложилась еще в 2005 году, когда тогдашний председатель Голосеевского районного совета Олег Корбан в течение 12 месяцев продал загадочному ЧП Дышевой не только подвал в доме на Бубнова, но и еще более 10 подобных помещений.

"Мы подозреваем, что Дышева – подставное лицо. Поэтому пусть прокуратура разбирается, кто на самом деле стоит за этим строительством, и насколько оно законно", - говорит Пушкаренко. Однако ходят слухи, что реально подвал может находиться в собственности самого Корбана. "Есть в Голосеевском районе один такой делец очень известный Олег Корбан, друг Богдана Губского – я знаю, что он всегда замешан в таких мутных ситуациях. Если это действительно так, то неудивительно, что таким образом нечеловеческим происходит, когда людям никто ничего не говорит, ни о чем не спрашивает", - комментирует депутат Павловский.

Что же хотят сделать в подвале жилого дома новые владельцы – остается тайной, которая очень волнует местных жителей. Ведь вокруг загадочного строительства витает немало слухов. Сначала речь шла об офисе, потом – о компьютерном клубе. Потом люди увидели, как в подвал строители заносят оборудование, похожее на типографские станки. "По словам людей, которые там проводят работы, предусмотрено размещение полиграфии. А вы же понимаете, что такое полиграфия в жилом доме. Сколько там факторов негативно влияющих на здоровье. Это и краски с реактивами, и сами станки – это же не принтер поставить", - отмечает Пушкаренко.

Жители дома рассказывают: строители, которые крушили несущие стены, работали днем и ночью. Не имея возможности элементарно отдохнуть, люди начали вызывать милицию. В результате вмешательства правоохранителей удалось заставить соблюдать тишину хотя бы ночью. Дальше жители обратились в суд, требуя компенсации материального ущерба, причиненного их имуществу вследствие строительной вакханалии в подвале. Но даже несмотря на запрет проведения любых работ до решения суда, строители продолжают работать – прерываясь только тогда, когда люди вызывают милицию.

Сейчас, после обращения депутата Павловского в Генпрокуратуру, правоохранительные органы взялись не только за поиски реального владельца помещения, но и за проверку деятельности КП ЖЕО 103. И якобы уже нашли немало интересных деталей в работе этого предприятия, возглавляемого Анатолием Степанюком – по слухам, кума главы Голосеевской РГА Александра Незнала. Жильцам квартир 23 и 24 же, наконец, вроде бы дали зеленый свет в прохождении процедуры, предшествующей отселению. Однако из-за сложной экономической ситуации и процветающей пышным цветом бюрократии мучения людей могут растянуться еще на многие годы. 

kiyany.obozrevatel.com