В киевском зоопарке от старости умирает як. В администрации зверинца говорят, что надежды на выздоровление животного почти нет, но с усыплением яка не спешат.

Зоозащитники возмущаются, почему растягивают мучения животного, а юристы заявляют об административной и уголовной ответственности за бездействие руководства зверинца. Правда, отмечают, что законы в таких случаях чаще всего не помогают.

Почему в столичном зверинце в муках умирают животные, разбирался "Обозреватель Кияни".

Беспомощный як

"Як умирает от старости, уже неделю, как слег. Животное мучается, в таком случае единственное гуманное решение – провести эвтаназию. Или перетащить животное в закрытое помещение. В крайнем случае - оградить щитами. Ведь в беспомощном состоянии в открытом пространстве оно получает стресс. А в ограждении или помещении, по крайней мере, животное почувствует себя защищенным. Его же просто обсыпали тирсой", - сообщил "Обозревателю" на условиях анонимности один из сотрудников зоопарка.

По его словам, над яком "уже роятся мухи" - за это время администрация не предприняла никаких действий, чтобы облегчить участь животного. "Мучения животного - на совести зама по зоочасти Орлова. У него, как и у бывшего гендиректора Толстоухова, такой стиль работы: не реагировать на проблему. Он ничего не предпринимает для облегчения страданий животного", - отметил наш собеседник.

Кстати, подобная бездеятельность, по словам зоозащитников, явление не исключительное, но показательное. "По барабану им и яки, и слоны, и все другие вместе взятые. Для них это источник наполнения карманов. О "гуманности" руководства зоопарка может свидетельствовать еще один случай: 11 дней в 2008 году лежал в медвежатнике мертвый медведь. Нам говорили, что он уснул. И все это время на него списывались средства", - заявила зоозащитница Тамара Тарнавская.

От старости яка лечат витаминами

"Обозреватель" решил поинтересоваться у заместителя гендиректора зверинца по зоочасти Константина Орлова, что же происходит с животным, и почему люди, призванные заботиться об обитателях зоопарка, бездействуют.

Господин Орлов заявил, что як, о котором идет речь – долгожитель-рекордсмен. Ему в этом году исполнилось 18 лет, при том, что, по словам замгендиректора, в природе яки живут около 10 лет (хотя интернет-ресурсы утверждают, что на воле длительность жизни яка достигает четверти столетия – Авт.). "У него наблюдается целый букет отклонений, связанных с возрастом, а также проблемы с позвоночником. Из-за этого он мало двигается. Животное не ходит, но ест, пьет, испражняется – физиологические процессы в норме", - отметил Орлов.

На то, что як поправится, признают в зверинце, надежды практически нет. "Это как с больным дедушкой или бабушкой. Гарантий никаких нет. Плюс с животными сложнее работать, потому что человек может рассказать, как он себя чувствует, что у него болит. А животные не говорят. Поэтому мы опираемся только на результаты анализов. Но раз или два в год мы вынуждены проводить эвтаназию", - говорит замгендиректора. И уверяет, что ветврачи делают все возможное, чтобы облегчить участь умирающего яка – например, "колют витамины".

То, что як лежит в открытом вольере и испытывает постоянное чувство страха и незащищенности, в администрации зверинца отрицают. "Сейчас животное находится в вольере. Это для него наилучший вариант. Хотели использовать перегоночное помещение, но оно слишком маленькое, держать животное там постоянно нельзя", - сообщил Орлов. Почему же нельзя было хотя бы оградить яка щитами – и для снижения стресса для самого животного, и для того, чтобы не травмировать видом умирающего беспомощного яка маленьких посетителей зоопарка – остается загадкой.

Сейчас в зверинце думают над возможностью провести эвтаназию. "Две недели назад была проведена комиссия по выбраковке – по ее решению будет принято решение о возможности проведения эвтаназии. Кроме того, в зоопарк приезжали ветврачи из Национального аграрного университета – они также готовят свои рекомендации. После выходных, возможно уже в понедельник, будет принято решение относительно дальнейшей судьбы яка", - заявил замгендиректора зверинца.

Тюрьма за муки животного

В Европе практика безболезненного усыпления животных в ряде случаев – давно не новость. В Украине она также предусмотрена – например, для умирающих от старости. "Если будет создана комиссия из независимых ветврачей, которые примут решение, что животное неизлечимо больно или будут другие причины - тогда понятно, что гуманнее было бы животное усыпить", - отметила зоозащитница Тарнавская.

Но гуманность как раз и заключается в том, чтобы не растягивать мучения животного – а именно это и происходит в зоопарке, убеждена зоозащитница. Ведь в Европе такие решения принимаются мгновенно. "Почему они не реагируют?! Почему они бездействуют? Они за это должны отвечать. Это же и называется нереагирование – уже за это к ответственности по статье можно привлечь все руководство зоопарка", - возмущается Тарнавская.

За жестокое обращение с животными в Украине предусмотрена ответственность. Права животных регулируются законами Украины "О защите животных от жестокого обращения", "О животном мире", "Об охране окружающей природной среды", "О ветеринарной медицине", Кодексом об административных правонарушениях. Закон действительно квалифицирует бездеятельность как одно из проявлений жестокого обращения.

И, как сообщила "Обозревателю" юрист Татьяна Проскура, ответственность может начинаться со штрафа от 9 до 21 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан до 6 месяцев, а то и 2 лет ареста. Причем, в случае с зоопарком, ответственность понесут не ветеринары, которые имеют лишь право высказать свое мнение, а администрация. "Ветеринары имеют право только рекомендовать усыпить животное. По закону, если администрация, как собственник животного, бездействовала и причинила этим животному муки – может наступить как административная, так и уголовная ответственность", - заявила Проскура.

Все зависит от степени страданий умирающего животного, которую должны определять независимые ветврачи. Но проблема в том, что для того, чтобы привлечь независимых экспертов – нужно разрешение администрации. "Единственный выход – поднимать зоозащитные организации с тем, чтобы они оказывали давление на администрацию зоопарка. Только так можно что-то изменить", - подчеркнула юрист.

Но сами зоозащитники уже разуверились в действенности своих протестов. Ведь до сих пор за жестокое обращение с животными никто наказания не понес – кроме показательного процесса с одним из догхантеров. А тем временем, как сообщил "Обозревателю" замгендиректора зверинца Орлов, в зоопарке доживают свои дни еще порядка 10 долгожителей, среди них - казуар, китайский аллигатор, фламинго, пеликан кучерявый, 2 шимпанзе, горилла, бегемот. Как будут умирать они?

kiyany.obozrevatel.com