Мост Патона и Почтовую площадь в Киеве предлагается соединить автомобильным тоннелем. Авторы проектов считают, что он поможет избавиться от постоянных пробок на Днепровской набережной.
По мнению оппонентов, такое решение только усугубит транспортную проблему, а здания "отрежут" Днепр от зеленых склонов. Проекты комплексной реконструкции столичной набережной неоднократно рассматривались градостроительным советом, начиная с 2001 г.
В марте 2010 г. свое видение развития этой территории на заседаниях Архитектурного клуба представили ведущие архитектурные мастерские под руководством Ларисы Скорик, Юрия Бородкина и Георгия Духовичного, а также студия "Крамал". Все как Европе Согласно последнему проекту, Набережное шоссе должно превратиться в респектабельную европейскую набережную с VIP-домами, магазинами и иностранными представительствами. Предполагается создание трехъярусного пространства, где первый ярус имеет выход к воде, второй — это шоссе, находящееся на высоте 7 м от среза воды, третий — зона променада с магазинами, гостиницами, кафе и ресторанами. Третий ярус накрывает дорогу, создавая таким образом тоннель для транспорта.
Транспортная схема проекта, разработанная совместно с институтом Генплана и увеличивающая ширину магистрали на две полосы, позволяет сделать бессветофорные развязки, а накрытие тоннеля поможет снизить уровень шума. Кроме того, проект призван решить перманентную транспортную проблему на набережной путем создания вертикальных связей с "верхним городом" на высоте 100-120 м, чего сегодня нет. В частности, должно появиться прямое сообщение с площадями Славы, Европейской и Мариинской, станцией метро "Арсенальная" и стадионом "Динамо". Застройка набережной от Почтовой площади до моста "Метро" на протяжении почти 3 км согласно проекту будет вестись с акцентами и небольшими разрывами. Их будут создавать пятиэтажные здания, где предполагается разместить представительства иностранных государств, гостиницы, дорогие бутики, рестораны, торговые и развлекательные учреждения.
По мнению авторов проекта, это превратит набережную в комфортную прогулочную зону с инфраструктурой для досуга и отдыха. Это, в свою очередь, должно обеспечить инвестиционную привлекательность задумки. В процессе обсуждения проекта было высказано много негативных суждений относительно любых попыток "облагородить" эту территорию путем ее застройки. Архитекторы Михаил Гершензон и Виктор Зотов вообще сомневаются в целесообразности застройки набережной и строительства здесь гостиниц, жилья и офисов в частности.
Их коллега Виктор Ширяев считает, что проект не решает транспортную проблему, а только усугубляет ее. Ведь его реализация потребует прокладки новых коммуникаций, которые не принесут городу пользу, но потребуют затрат. По его мнению, застройка нижней кромки навсегда отрежет Днепр от зеленых склонов. Он уверен, что у будущих зданий нет той функции, которая привлекла бы сюда запланированное количество посетителей. Киевская "анти-Венеция" Архитектурные мастерские Юрий Бородкина и Георгия Духовичного разработали свою концепцию застройки набережной совместно с институтом "Киевдормостпроект".
В отличие от ранее рассмотренных проектов, этот не предусматривает застройку территории от Почтовой площади до Пешеходного моста. Она появляется за мостом "Метро" и простирается до моста Патона, где в районе Выдубицкого озера запроектирована киевская "анти-Венеция", все здания которой выходят на каналы. Здесь предполагается создать форумную площадь, яхт-клуб, музей современного искусства, учебные заведения, спортивный и гостиничный комплексы, торгово-развлекательные объекты.
Как и в предыдущем проекте, набережная "накрывается" тоннелем. Под ним образуется пространство, где находится шестиполосный транспортный коридор с одной дополнительной полосой для подъезда к домам и паркингом в стилобатной части, а также инженерный коллектор. Малоэтажная застройка (4 - 4,5 этажа) расположена сверху тоннеля, с разрывами, чтобы не блокировать обзор склонов и подход к ним.
Существующий сегодня на склонах лес планируется превратить в регулярный парк с системой террас. Кроме того, авторы создали арку-бельведер с каскадом лестниц, спускающихся на Пейзажную аллею, посвященную Соборности Украины.
Рядом с ней запроектирован гостинично-аппартаментный блок. Террасы застеклят Предпроектные предложения, разработанные в мастерской Ларисы Скорик, являются самыми "свежими" из всех представленных — они созданы в 2009 г. Заказчиком выступило инвестиционное агентство КМДА.
Представленный материал отличается от рассмотренных ранее более деликатным отношением к территории и предусматривает поднятие набережной на отрезке от моста "Метро" до моста Патона на один ярус, под которым вместо трамвая будет пущен легковой транспорт и устроены паркинги на 700 мест. Поверх него вдоль шоссе создается пешеходная платформа и террасная застройка в 3-4 этажа, имеющая общественную функцию. Проблемы транспорта на этом отрезке решают четыре развязки, которые могут быть многоуровневыми.
Авторы отказались от идеи сплошной застройки набережной, считая ее недопустимой и отрезающей склоны от самого Днепра. Эта территория должна стать речным фасадом города и зоной отдыха. Здания, пластика которых повторяет изгибы днепровских склонов, расположены только в трех естественных ложбинах у подножия Старокиевской горы.
Именно в этих местах нижняя кромка требует укрепления подпорными стенами. Первый такой комплекс планируют построить возле станции метро "Днепр". Состоять он будет из двух зданий протяженностью 80 м. В одном будет расположен комплекс ресторанов, в другом – и ныне находящийся на той же локации рынок «Рыбалка». Второй комплекс с магазинами, галереями и выставками предполагается обустроить между мостами "Метро" и Патона, а третий — у подножия музея ВОВ. Между третьим и вторым комплексами на большом протяжении предполагается оборудовать подпорную стенку для склонов.
Все комплексы будут иметь вертикальные связи с верхней кромкой склонов помощью каскадов из четырех лифтов. Архитектура всех зданий выполнена в виде озелененных террас. Поскольку вдоль набережной дует сильный ветер, променад сделан закрытым и террасы остеклены. Высота зданий не превышает 15-16 м, общая площадь всех строений — 15-17 тыс. кв. м, протяженность каждого комплекса — 160 м.
При обсуждении проекта высказывались противоположные мнения. В частности, Зотов выступил против создания застройки, разделяющей склоны и Днепр. Кроме этого, он не уверен, что именно в этом месте нужно возводить такое количество площадей с недоконца продуманной функцией.
В то же время архитектор Александр Пивоваров отметил правомерность концепции, в которой найдены резервы территории и компромиссные решения облагораживания территории, сообщает ugmk.info.