Обычно называют несколько условий комфортного города для ребенка. Первая - универсальный дизайн. Если городское пространство устроено по этим принципам, в нем удобно находиться всем. Второе условие - безопасность (ограничение скорости автомобилей и низкий уровень преступности). Совсем непредсказуемый критерий удобного для ребенка города предложила американская журналистка Ленор Скенази - так называемый popsicle-тест. Район считается комфортным для жизни, если ребенок может сам выйти в магазин за мороженым и вернуться домой, прежде чем оно растает. Другими словами, если есть плотная сеть продуктовых магазинов. Еще одно условие дружественного города для ребенка - пространства для игры (право ребенка на игру записаны и в Конвенции ООН по правам ребенка, которую Украина ратифицировала в 1991 году). И это не только детские площадки в традиционном понимании - несколько огражденных квадратных метров со стандартным набором аттракционов.
Альтернативные детские пространства
В течение нескольких последних десятилетий в Европе и Америке происходит явление, которое назвали «доместификацией ребенка». Чем дальше, дети все больше времени проводят дома, а улица утратила роль места социализации. Взрослые готовы предоставлять детям все меньше свободы, и это демонстрируют даже детские площадки, созданные так, чтобы за детьми было удобно наблюдать.
Фотография: playgroundology
В противовес чрезмерной опеке, одержимости безопасностью и одновременно образованием ребенка в мире распространилось движение «медленного воспитания». Его последователи призывают меньше планировать жизнь детей, давать им больше свободы и времени вне графика. Еще в 50-х годах британская архитектор Мерджори Аллен боролась за то, чтобы детям давали больше свободы. Она пропагандировала в Великобритании идею приключенческой площадки, где дети «привыкают к ответственности, которую дает свобода».
Альтернативные детские площадки возникли после Второй мировой войны в Дании. Архитектор Карл Теодор Соренсен заметил, как много времени дети тратят на то, чтобы сформировать пространство для игры - порой больше, чем на саму игру. А послевоенные разрушены города были уже готовыми - и единственными в то время - игровыми площадками для детей. В 1943 году Соренсен предложил так называемую junk-площадку с кучей лохмотья, кусками металла и дерева, гвоздями, молотками и пилами. Здесь дети могли строить и разрушать все, что захотят. Архитектор писал, что педагогическая роль такой площадки - поощрять детей сотрудничать, решать конфликты мирно, в отличие от их родителей, которые сбрасывали бомбы.
Альтернативные площадки не имеют стандартного набора «песочница, качели, горка» (на английском его называют 4S: sandbox, swing, seesaw, slide). Зато там может быть бассейн и обязательно - место для костра. С другой стороны, в спальных районах украинских городов такие «приключенческие площадки» у нас возникают спонтанно и незапланированно.
Фотография: playingout.net
В документальном фильме «Land» об одной из приключенческих площадок в Уэльсе есть кадр, где мальчик лет семи с силой пилит кусок картона настоящей пилой. Сердце сжимается, даже если знаешь, что за процессом наблюдают опытные педагоги - плейвокеры. Главная их задача - как можно меньше вмешиваться в детскую игру. Они могут давать советы, но не запрещать - ребенок должен сам делать ответственный выбор. Даже если речь идет об игре с огнем в прямом смысле.
Другая альтернатива привычной детской площадке - городская ферма. Первая возникла в берлинском Кройцберге. Ухаживая за животными, дети учатся быть ответственными, организовывать свое время. Здесь нет принципа зоопарка «заплатил - посмотрел», потому что вход на ферму бесплатный. Обычно такие фермы являются официально зарегистрированными и получают процент финансирования от государства (например, в Германии - 90%). Остальные зарабатывают за счет кафе или магазина с эко-продуктами (часто ферма соединена с городом), а бывает, что такие фермы содержат детские сады.
Все это скорее детские пространства, чем детские площадки. Но можно ли ограничиться только выделением пространства, в котором ребенок мог бы играть и быть в безопасности? Создать в городе условия для детей, не спросив самих детей, - тупиковый путь. В мире уже существуют примеры привлечения детей к градопланированию.
Фотография: playgroundology
Дети планируют город
Речь идет не о формальном создании «детского парламента», а о конкретных мероприятиях,на которых дети разного возраста могут выразить, каким они хотят видеть город (микрорайоны, площадки, дороги, ведущие к школе), определить места, которые вызывают страх и кажутся опасными . При этом методы привлечения детей должны быть интересными и дружескими к ним. Это могут быть прогулки, экскурсии, которые проводят сами дети, разговоры и дискуссии, моделирование и театральные постановки.
Конечно, чтобы городские власти и архитекторы учли детские предложения, эти люди также должны осознать, для чего это нужно. Поэтому наряду с детскими воркшопами стоит обучать взрослых, как слушать детей, которые могут предлагать не просто неожиданные, но и полезные решения. Например, что в городе не обязательно должна быть большая площадь, важнее - много маленьких, или места для игры должно быть столько же, сколько отведено взрослым для парковки автомобилей.
Есть смысл привлекать детей к работе над идеями для тех территорий, которыми они пользуются. В шведском городе Треллеборґ дети с первого по двенадцатый класс разрабатывали проекты строительства нового железнодорожного вокзала, создавая модели безопасной и привлекательной среды. В процессе воркшопов детям задавали вопросы типа: «Представьте, что вы должны забрать бабушку с вокзала, какие знаки вам нужны, чтобы вы не потерялись на перронах и где они должны располагаться?».
Фотография: tumblr.com
Иногда инициативам по привлечению детей к градопланированию способствуют катастрофы - они заставляют начать все с нуля и посмотреть на проблему под новым углом зрения. В городе Бам и Иране, землетрясение в котором оставило без крыши над головой тысячи людей, десять молодых архитекторов провели воркшоп с детьми 10 - 12 лет по созданию дружественного к ним города. Дети рисовали схемы школы, на которых обозначали, где должны быть зеленые зоны и бассейн, какого размера - двор, игровая площадка и тому подобное. Архитекторы, которые принимали участие в воркшопе, считают, что именно дети показали, насколько важны зеленые зоны в городе и что именно на них надо обратить внимание при реконструкции.
В итальянском городе Фано ежегодно младшим и средним классам предлагают вместе с учителями поработать над определенной урбанистической темой. Это может быть площадь, парк, пришкольная территория, транспорт, утилизация мусора, места для игр. Не все воркшопы остаются учебными, несколько воплощается в жизнь. Благодаря таким воркшопам во дворе школы сделали фонтан, а в городе - несколько велодорожек и смотровую площадку в парке с видом на море.
Фотография: earthscape.co
Стоит сказать, что и в Украине были попытки привлечь детей к осмыслению архитектурной среды. В 2010 году коллектив художников из одесского центра «Чайная фабрика» проводил проект «Креативные города» - тогда несколько домов в городах Ильичевск и Южный раскрасили в разные цвета, а перед тем детям предложили нарисовать, как они видят многоэтажки. Правда, детские предложения так и остались «бумажной архитектурой».
Говорить о городе, дружественном к детям, Украину побуждает еще и одноименная программа ЮНИСЕФ, к которой присоединялись города Львовской, Черниговской и Сумской областей, а также Винница. Самые заметные инновации здесь – созданный детский парламент, хотя обычно город, дружественный к детям, понимают как город с отремонтированными площадками. А самая интересная дружественная к детям инициатива возникла в Ивано-Франковске, где объявили международный архитектурный конкурс на проектирование пространства, дружественного к детям. Уже этим летом мы увидим альтернативные предложения обустройства такого пространства, а до 15 мая есть шанс подать проект на конкурс.