Дело малое: почему нужно разделить киевские микрорайоны крохотными улочками


В материале Фото1 Фотография: shutterstock.com

Пока не придумали микрорайоны, которые все смешали в городской среде, навигация в городах была предельно простой. Назвав перекресток двух улиц, можно было без труда найти нужный дом или магазин, а небольшие размеры кварталов позволяли планировать маршруты без необходимости проходить через дворы, которые были полноправными владениями местных жителей.

Сама идея микрорайонов прекрасна. Обеспечить пешеходную доступность жителей к школам, детским садам, магазинам, различным сервисным службам – отличная мысль. К тому же внутри микрорайона максимально ограничивается движение автотранспорта – а значит городское пространство становится более экологичным, безопасным, меньше уровень шума. Строительство выполнялось зачастую комплексно – а значит и сети сбалансированы, и можно делать централизованное отопление, горячее водоснабжение. В общем, универсальные жилые модули, мечта градостроителей.

Реалии же оказались другими. Дворы без четких границ перестали принадлежать обитателям дома – а с их исчезновением сошло на нет и само понятие местной общины как обязательного элемента городской жизни. Ведь решая внутридворовые проблемы, люди так или иначе вынуждены были общаться между собой, знать друг друга – а значит и вести себя соответственно. В условиях же микрорайонов личное пространство жителей, которое раньше распространялось и на внутренний общий двор, сжалось даже не до пределов подъезда – до площади квартиры.

Внешний мир, враждебный, теперь начинался сразу за входной дверью. И неудивительно, когда соседей не узнают даже по лицам, – и социальный контроль в анонимной среде многоэтажек «на районе» упал до уровня самоконтроля. Теперь, в отличие от структурированных общин, сохранившихся в селах и небольших городках, классических закрытых дворах и в частном секторе, можно не думать «что скажут люди». Результат – лифты загажены, лестничные клетки и придомовые территории замусорены, а пройти вечером в подъезд или к своему дому в каком-то 4-м ряду застройки, глубоко внутри квартала, стало небезопасно.


В материале Фото1 Фотография: shutterstock.com

Пропали «глаза улицы». Остатки этой системы безопасности – это бабушки с лавочек у подъездов, тетушки с первых этажей, высаживающие клумбы под окнами, те же собачники, «патрулирующие» район каждое утро, и даже местные забулдыги. Да-да, те самые, которые все и всех знают в доме. Тот самый ограничитель для жителей, чтобы окончательно не стать чужаками даже к соседям через стенку. Их часто принято не любить – но именно благодаря им микрорайоны не превращаются окончательно в каменные джунгли.

Но это не только соседи, это еще и торговцы. На «открытых» традиционных улицах, с четкими фасадами, первые этажи зачастую – это торговые площади. Светящиеся витрины и вывески, туда-сюда снующие покупатели, подъезжающий транспорт – вот и жизнь на улице. В системе советских микрорайонов не было предусмотрено площадей для малого бизнеса – даже сапожникам пришлось ставить свои будки отдельно. В итоге бизнес старается сосредоточиться по фасадам немногочисленных улиц – и вот одна из причин концентрации МАФов. Ведь это тот самый малый бизнес, который должен был бы рассредоточиться по всем кварталам.

Что же делать с микрорайонами? Можно пойти по пути тотального сноса, как делали, например, в США, – но в нынешних наших условиях это не выход. Достаточно просто «разрезать» огромные кварталы улицами – настоящими, с названиями, перекрестками, дорожными знаками и зебрами-переходами. Сделать это несложно – внутриквартальные проезды часто по ширине сравнимы с улицами в историческом центре. Где-то за основу можно взять магистральные пешеходные аллеи – и вот уже в городе десятки новых пешеходно-велосипедных улиц.

Обрисуются фасады домов, стоящих в глубине кварталов. Важно, чтобы появилась торговля, именно малый бизнес. Чтобы «постояльцы» МАФов съехали от станций метро ближе к людям – и снова стали «глазами улицы». Появятся вывески, архитектура малых форм. Странно, но, кажется, это совсем просто. Превратить безликие микрорайоны в подобия Старого города с узкими кривыми улочками. История возвращается…