После публикации «Сегодня» о том, как работает рынок маршрутных такси в Киеве, за перевозчиков взялись всерьез. На базу, где водители каждое утро получают путевые листы, приехали сотрудники ГАИ, налоговой и других контролирующих структур. Напомним, «Сегодня» удалось заснять, как каждый водитель, заплатив здесь 10 гривен, получает без всяких проверок от врача справку, что здоров и не пьян, а от механика — заключение об исправности маршрутки. Президент Ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева говорит, что так работают все: «В Киеве только 15% нормальных маршруток, остальные — по схеме: заплатил — поехал».
Как рассказали нам водители, «контролерам» не удалось зафиксировать преступление. «Они хотели проверить состояние здоровья водителей. Но диспетчер отвела всех за здание и начала проставлять в путевых листах штампы о том, что у нас якобы есть перерыв на обед, обеденный сон. А на самом деле мы работаем по 20 часов вместо положенных восьми: с 5 утра до 24.00. И так 10 дней. Мы часто просто спим за рулем», — рассказал нам водитель Алексей Григорьевич.
«Ауди». На Нивках в ней принимают кассу
ДОХОДЫ. Такой график работы — вынужденная мера. Вчера в 7 утра у станции метро «Нивки» мы стали свидетелями того, как каждый водитель выходит из своего автобуса с путевкой и деньгами, следует к черной «Ауди», передает человеку за тонированными стеклами деньги, ставит подпись и следует обратно. «Это мы отдаем по 300 гривен начальнику маршрута (нанимает водителей) каждый день. Плюс по 550 гривен хозяину (выиграл тендер на перевозку, владелец автобусов), сами платим за бензин (200—250 гривен в день), диспетчерам (20 гривен) и 10 гривен — медику и механику. Себе оставляем 100 грн. в день. Не отдавать деньги нельзя, выгонят, ведь мы все работаем без трудовой», — рассказал нам водитель маршрутки Валерий (правда, как мы подсчитали, 1220 гривен принесут водителю 488 человек в день (по 2,5 грн.), то есть надо за час перевозить всего 28 пассажиров. Видимо, выручка все же несколько выше). «Владелец маршрута также часто утаивает реальное число авто. Скажем, официально на маршруте работает 10, а реально может и до 30. Так что все разговоры о росте цен на проезд — чистая профанация. Наши хозяева не бедствуют...», — говорят шоферы.
У НАРУШИТЕЛЕЙ ОТБЕРУТ ЛИЦЕНЗИИ
Руководители ЧП-перевозчиков отрицают ежедневную дань, а вот глава транспортной комиссии Киеврады Дмитрий Олейник говорит, что проблема давняя. «На рынке частных перевозок у нас проблемы: и липовые путевые листы, и черный нал, и нечеловеческие условия для водителей, которые отвечают за жизнь пассажиров. На днях будем собирать спецсовещание. После результатов проверки ГАИ у некоторых перевозчиков отберем лицензии». Источник в транспортной комиссии нам сказал, что решить проблему сложно: «Когда приезжаем, администрация автопарка показывает зоны отдыха для водителей и законные «путевки». А водители жаловаться не будут, иначе потеряют работу».