Вот уже месяц главная тема разговоров – ненормальная жара, которая установилась в Украине. В Киеве из-за нее отменяют продуктовые ярмарки и футбольные матчи, запрещают грузовикам ездить днем, отключают свет и отпускают с работы пораньше. Из-за жары портятся банкоматы, плавится асфальт, отменяются хирургические операции, замедляют ход троллейбусы и поезда. В общем, Киев живет не совсем так, как обычно летом.
И всех волнует: это только в нынешнем году погода "съехала с рельсов" или пора привыкать жить по-новому? Увы, климатологи предрекают второе.У нас наступило Запорожье. Или Болгария– Климат на планете, безусловно, меняется, – уверена начальник отдела климатологии Центральной геофизической обсерватории Ольга Пахолюк.
– Если еще несколько лет назад ученые вели дискуссии, что это: временные колебания или стабильные изменения, то сейчас споры уже не ведутся. Теперь дискутируют, что привело к потеплению: деятельность Солнца, человека или все вместе. Климат принято измерять 30-летними периодами. Последний длился с 1960-го по 1990 год, и именно с ним сегодня сравнивают все происходящие изменения. Так вот, после 1990 года средняя температура на Земле повысилась на 0,8-0,9°. В Украине – на 2,2°.
Ольга Евгеньевна говорит, что теплеет у нас гораздо интенсивнее, чем в среднем на Земле. А в Киеве – быстрее, чем в среднем по Украине. В 1960-1990 годах среднегодовой в столице считалась температура +7,1°С, теперь – +9,6-9,9°С. То есть Киев потеплел уже на 2,5-2,8°.
Некоторые климатологи говорят, что сегодня Киев, можно сказать, переместился южнее на 200-300 км. То есть у нас теперь погода такая же, какой до 1990 года она была, скажем, в Умани или Запорожье. Можно ее сравнить и с той, что была в Болгарии в конце прошлого века. Старший научный сотрудник Украинского гидрометеорологического НИИ Владислав Тимофеев склонен считать, что северные области Украины "сместились" на юг, западные горные районы – на запад, а юг пока стоит на месте.
"Но в целом по температурам мы движемся в сторону тропиков", – говорит он. Скормите шубу молиРекорд Киева вполне объясним. Климатологи сходятся в том, что теплеет в нашей стране, как и на всей Земле, не одинаково: на севере более интенсивно, чем на юге. Причем потепление, говорят, происходит в основном за счет… зимних температур.
То есть, если такая тенденция продолжится еще пару лет, шубы киевлянкам уже точно не понадобятся, зимой будет вполне комфортно и в демисезонных пальто.Необычайной жары в июле климатологи не наблюдают А вот наш жаркий июль, с точки зрения синоптиков и климатологов, в этом году… вполне обычный.– Средняя температура за 20 июльских дней составила всего 24,4°, – говорит Ольга Пахолюк.
– Ведь показания снимаются 8 раз в сутки, через каждые 3 часа, а потом выводится среднее арифметическое. Вот и получается, что 4 замера проходят ночью, когда температура около 20°, а на пик жары – с 13.00 до 15.00 – выпадает всего один замер. Поэтому июль пока не побил никаких рекордов. Самым жарким до сих пор остается июль 1936 года, когда среднемесячная температура составила 25,5°!
Катаклизмы станут нормой
Хотя таких сильных ливней, как в этом году, киевляне не припомнят, рекорды по осадкам пока не побиты. 6 июля, когда на Киев вылилось наибольшее количество воды, приборы зафиксировали ее слой всего в 24,4 мм. А абсолютный суточный рекорд июля – 103 мм, вчетверо больше! Он держится с 1903 года.
В ближайшем будущем осадков даже станет меньше. Но возрастет доля опасных: сильные ливни и грозы летом, метели зимой, ураганы и прочие катаклизмы станут нормой на ближайшие 30 лет.
– Всплески аномалий будут встречаться все чаще и продолжительнее. Если последний ливень в Киеве длился всего 20 минут, то в будущем так лить может часами, а то и сутками, – предполагает Ольга Пахолюк.
Почему при таких "не очень больших" осадках Киев "поплыл" – вопрос не к природе, а к человеку, считает Ольга Евгеньевна: – У нас коммунальное хозяйство очень запущено. Не чистятся стоки, массово асфальтируются открытые участки земли, малые реки прячут в бетонные берега. Вода просто не может уходить в почву. К тому же в городах вырубается зелень, в Карпатах уничтожаются леса, малые реки. Это значит, что будут идти селевые потоки, все сметая на своем пути. Учитывая, что Киев стоит на холмах, сели возможны и тут.
Бабьих лет больше не будет
Морозных дней в году станет на 20-30 меньше, говорит Ольга Пахолюк. Существенно потеплеет и октябрь. Если раньше тепло в этом месяце возвращалось на неделю-две, и тогда говорили, что пришло бабье лето, то теперь, по мнению Владислава Тимофеева, холодных периодов между летом и октябрем может и не быть вовсе. Значит, никаких бабьих лет – октябрь по погоде просто окажется продолжением календарного лета.
Отопительный сезон сократится
Как рассказала сотрудница НИИ климатологии Валентина Бабиченко, изменения климата дали основания пересчитать данные, касающиеся отопительного сезона. В последние годы в Киеве переход через 0° в сторону понижения температуры осенью происходит на 1-2 дня раньше, чем 10-20 лет назад (15-16 октября). На столько же дней раньше переход через 0° в сторону повышения происходит весной (ожидается 15 апреля).
Так что не исключено, что отопительный сезон в столице сократят как минимум на неделю. Гипертоникам и астматикам не поздоровитсяКлиматологи говорят, что в Киеве будет меняться и давление. Если раньше Украина была подвержена больше влияниям циклона, при котором атмосферное давление падает, то теперь большую часть года будет находиться во власти антициклонов, что обусловит более высокое атмосферное давление. Понятно, что у гипертоников и сердечников обострения будут случаться чаще. Хуже будет житься в Киеве и астматикам: с потеплением автоматически увеличивается и относительная влажность.
"Глобальное потепление" июля уже сказалось на здоровье киевлян. Скорая на 12% чаще выезжает по вызовам, преимущественно – по поводу гипертонических кризов и проблем с сердцем. В сельском хозяйстве настанет сладкая жизньПоскольку весной теперь будет теплеть дней на 10 раньше, а весенние осадки скудней не стали, такие изменения пойдут на пользу ранним сельскохозяйственным культурам, которые убирают до июльской жары. Так что урожай озимых, гречки и сахарной свеклы может всегда быть высоким.
А вот поздним культурам придется туго. Дождливое начало лета и июльская непривычная жара ставят под сомнение будущие урожаи овощей и фруктов. Кондиционеры – в каждый дом и автобусБез кондиционеров выдержать такую жару тяжело. Но сегодня они есть далеко не в каждой квартире и не на каждом рабочем месте. И, тем не менее "Киевэнерго" констатирует: из-за них нагрузка на электросети значительно превышает норму. Для жилых домов с газовыми плитами норма составляет 5 кВт. А что такое 5 кВт? Один кондиционер тянет минимум 2,5 кВт. А если их два – уже план выполнен. А ведь еще мы включаем холодильники, компьютеры, утюги (2 кВт), чайники (2 кВт), микроволновки (1 кВт) да просто свет. Похоже, энергетикам пора пересматривать нормы, добавляя и расходы на кондиционеры, как это делается в южных странах.
Кстати, еще в прошлом году киевлянам обещали поставить кондиционеры во всех троллейбусах и автобусах. Но в этом "Киевпасстранс" передумал: в лучшем случае, говорят, лишь новые машины будут закупать с системами охлаждения воздуха. Рельсы – как в КрымуИз-за перегрева в Киеве рвутся троллейбусные провода, а трамвайные и железнодорожные рельсы деформируются уже при температуре воздуха +31°С.
Поэтому "Укрзалізниця" заставляет машинистов снижать скорость движения со 100-150 км/ч до 60! А вот в Крыму проложены рельсы, которым жара не страшна. Похоже, пора класть их по всей стране, иначе поезда будут каждое лето ходить вдвое медленнее, чем зимой. Хватит экономить на дорогахВ "Киевавтодоре" признают, что температура воздуха +28°С – предел для киевских дорог. Свыше – "на асфальтобетонных покрытиях дорог может образовываться колейность, накаты и другие механические деформации" – что мы и видим. В июле по городу запретили движение большегрузого транспорта (общим весом свыше 24 тонн и нагрузкой на ось сверх 7 тонн) с 10.00 до 22.00.
Тем не менее, фуры можно увидеть в городе каждый день. Общественный транспорт, которому уже ездить не запретишь, тоже "втаптывает" асфальт. Так что осенью, похоже, многие дороги снова придется ремонтировать.Между тем в ОАО "Асфальтобетонный завод" сказали, что избежать колдобин на дорогах можно, если перестать экономить.
"Столичное шоссе, Бориспольская трасса, Набережно-Крещатицкая не плавятся: туда уложили асфальтобетонное покрытие с полимерами, – сказал сотрудник завода, попросивший не указывать его имя. – Но эти материалы дороже обычных почти на треть. Например, марка Б10 обычного асфальтобетона стоит 637 грн за тонну, а с добавками – 884 грн. Город экономит. С полимерами у нас берут только частные клиенты – супермаркеты, базы".
Прозрачные крыши остановок – заменить
Какой "экономист" додумался снабдить прозрачными крышами остановки общественного транспорта? В жару не один из нас помянул непечатным словом и их производителей, и членов тендерного комитета из мэрии.
– Пластиковые крыши не расплавятся: строительными нормами предусмотрен чуть ли не двойной запас по всем параметрам, в том числе и по температуре. Но люди под такими крышами "сжарятся": нужно, чтоб остановочные комплексы защищали и от солнца, – говорит Сергей Борщ, руководитель производства ООО "Укрспецмаш", которое тоже занимается остановками, но не выиграло тендер в Киеве.
Еще одна опасность остановок общественного транспорта, по его мнению, может состоять в том, что на них частенько идет дешевый китайский материал, при нагревании выделяющий вредные вещества. "Эти изделия сертифицируются в Украине, но сертификация может… проводиться не по правилам, это у нас часто практикуется", – говорит он, допуская, что перегретые пластиковые бутылки и их содержимое.