Скоро небо Киева начнут бороздить вертолеты, а киевляне будут воспринимать воздушные пробки как обыденное явление. Все это лишь на первый взгляд кажется фантастикой. Сейчас на рассмотрении в Госавиаадминистрации находятся поправки к приказу Минтранса №205 от 1 декабря 2004 года. Они предусматривают, что вертолетные площадки могут сооружаться не в 500 метрах от ближайших зданий, как сейчас, а в 60. По сути, прямо во дворе домов! Строительство вертолетной площадки на Парковой дороге для санавиации (но там, как сказали нам в КГГА сможет садиться и президент) — лишь начало. В мэрии нашли место для 17 площадок. «Мы подали свои предложения совместно с Минтрансом в Кабмин. Пока утверждены точно только 9 адресов (см. графику), по некоторым из них будут рассматриваться по 2—3 площадки», — сказал нам начальник главка ЧС в Киеве Виталий Пшеничный.
ПОЛЕТЫ МЭРА. Пока по этим адресам частникам приземляться не разрешат. «А потом посмотрим», — обтекаемо сказал Пшеничный. Скорее всего, «смотреть» будут недолго. Мэр Леонид Черновецкий неоднократно заявлял, что из-за пробок хотел бы летать по городу на вертолете. Правда, в его окружении нам рассказали, что он это уже делает и не редко — у него есть небольшой самолет и вертолет. «Вертолет мэра «живет» под Киевом на одной из частных площадок, его обслуживает частная вертолетная компания. Летает Леонид Черновецкий над территорией области», — рассказал в авиационных кругах. Как удалось выяснить «Сегодня», Черновецкий летает на импортном двухдвигательном вертолете «Аугуста» (якобы такой же, как говорит наш источник, есть и в президентском авиапарке). «Вдруг выйдет из строя один движок — не катастрофа, — говорит он, — машина приземлится и на втором (только на двухдвигательном можно летать над городом. — Авт.)».
Говорят, что на вертолете мэр летает и в другие города. А его частный самолет базируется в одном из ангаров в аэропорту «Борисполь». Правда, в самом предприятии эту тему наотрез отказываются комментировать. Равно, как и молчит на эту тему пресс-служба градоначальника.
ТАКСИ. Одна из идей властей в будущем сделать вертолет городским транспортом. Однако специалисты компании, которая занимается прогулочными полетами над Киевом, считают, что это пока — фантастика. «Во-первых, оборудовать в центре нужное количество площадок будет все же сложно, а если их будет с десяток, то какой смысл? Во-вторых, двухмоторные вертолеты, которым разрешено летать над городом, стоят порядка $3 млн. Закупить их в достаточном количестве будет сложно», — считает специалист компании Евгений Романенко. Правда, сотрудник другой компании Олег Ярошенко не исключает, что это возможно. «Да, вертолеты дорогие, но 20 площадок может хватить. Клиент летит, скажем, через Днепр, а потом небольшое расстояние преодолевает на машине. В Москве такая идея обсуждается очень давно. Правда, это будет дорого для пассажиров — думаю, не меньше 500—700 гривен за полет», — говорит он.
БЕЗОПАСНОСТЬ. Эксперты в один голос говорят, что «вертолетные планы», вполне безопасны, а появление первой площадки на Парковой дороге — оправданно. «И к Банковой близко, и заход на посадку со стороны Днепра ни для кого не создаст проблем», — говорит чиновник Минтранса, отвечающий за безопасность полетов. Спокойны за уровень безопасности и в Управлении госохраны Украины. «Простреливается или нет вертолетная площадка, — заявляют в УГОУ, — позвольте определять тем, кто в этом разбирается на уровне профессионалов. Сейчас техвозможности авиапарка президента пересматриваются, все контролируется до мелочей».
ЮЩЕНКО БЫЛ ЗА ВЕРТОЛЕТЫ
«Идеи пересадить президента (и не только его) на вертолет витают в воздухе уже давно, их обсуждали еще при Ющенко, — говорит преподаватель НАУ. — Проходила конференция по использованию воздушного транспорта в городе, выработали концепцию, но ничего не воплотилось. А вот москвичи заинтересовались. Возможно, они все это внедрят».