Довольно часто за дешевизной скрывается подделка, использование которой представляет опасность. Ненастоящие запчасти, во-первых, быстро выходят из строя, во-вторых, негативно влияют на срок службы других деталей автомобиля, в-третьих, что самое печально, несут как прямую, так и косвенную опасность во время движения автомобиля и при ДТП. За примерами долго ходить не надо — многие попавшие в ДТП водители, в вину которым инкриминируют ошибку при выборе скоростного режима, говорят, что ехали, как обычно, и тормозили вовремя, но автомобиль просто не остановился. При более детальном опросе водители часто признаются, что накануне просто поставили дешевые амортизаторы и колодки.

Доказать, что поломка произошла по вине запчасти очень сложно. Владелец точки на авторынке по продаже запчастей для ходовой части Сергей Прокопенко рассказал, что продавец всегда может заявить, что деталь была неправильно установлена либо не так эксплуатировалась. Если брак был обнаружен до установки на автомобиль — деньги просто вернут.

А если попробовать на продавца подать в суд? Судья Оболонского районного суда Анжела Кричина рассказала нам, что автовладелец может требовать у продавца компенсации за ущерб, причиненный проданной запчасти низкого качества. Но для этого нужны неопровержимые доказательства, например, результаты автотехнической экспертизы.

В пресс-центре ГАИ Киева нам объяснили, что установка запчастей, не предусмотренных заводом-производителем, запрещена. В случае, когда ДТП произошло по вине технеисправности автомобиля, ответственность, согласно с ПДД, несет сам водитель. Другими словами, работники ГАИ считают, что покупать нужно только заводские детали в заводской упаковке.

По словам руководителя службы маркетинга украинского представительства компании "Роберт Бош" Анны Ломпилоговой, доля фальсификата на рынке остается значительной. Ежегодно только их компания производит несколько десятков контрольных закупок и в каждом третьем случае выявляет контрафакт. Главный канал распространения такой продукции — авторынки.

Чтобы прояснить ситуацию с подделками, мы отправились на самый крупный киевский авторынок, который расположен на бульваре Перова. Опрошенные продавцы признали, что на рынке подделок много. Чаще всего подделывают расходные материалы: масла, фильтра, свечи, детали тормозной системы, оптику, бензонасосы, детали подвески, аккумуляторы и мелкие резино-технические изделия.

На вопрос о том, откуда везут контрафакт, владельцы точек уверенно заявили, что поступают такие детали в основном из Китая, России и Турции. Кое-что делают и в Украине. При этом, отличить «китайца» от настоящей фирменной вещи не всегда может даже опытный продавец.

 Разнообразие рынка

Оригинальные запчасти. Начнем с того, что и Mercedes, и Audi, и Toyota, и вообще какой-либо производитель автомобилей самостоятельно производит лишь очень небольшое число автокомплектующих — заводы являются именно автосборочными. Более 90% комплектующих, по заказу и чертежам производителей автомобилей, выпускают поставщики . В процессе приема комплектующих отдел контроля качества производителя автомобилей проводит испытания запчастей и ставит на них заводское клеймо, после чего пакует детали в заводскую упаковку. Таким образом и появляются "оригинальные" запчасти. При этом они являются самыми дорогими — покупатель переплачивает за двойной контроль качества.

Запчасти и материалы

"Оригинальные" запчасти продают в основном на фирменных сервисных станциях, их устанавливают в период гарантийного сервисного обслуживания автомобиля, причем, по словам мастера сервисной станции компании «Виннер Автомотив» Александра Лысенка, за использование неоригинальных деталей клиента лишают гарантии на автомобиль.

Поставщики на конвейер. После нескольких лет выпуска автомобилей завод-производитель разрешает своим поставщикам запускать те же самые детали, что шли на сборочный конвейер в свободную продажу, но под своим брендом. Называется этот сегмент рынка "афтермаркет" (англ. аfter — после, market — рынок).

Запчасти альтернативных производителей. В Европе и Азии очень многие заводы по производству запчастей работают путем копирования размеров и внешнего вида оригинальных запчастей, а внутренность разрабатывают сами. Таких компаний — десятки. Продают они запчасти довольно качественные и дают собственную гарантию, соответственно, ставят собственную маркировку.

Запчасти от упаковщиков. Некоторые компании не производят запчасти самостоятельно, а занимаются скупкой продукции различных производителей и продают их под своим брендом, занимаясь фактически упаковкой деталей в свои коробки (бочки, пакеты). Контроль качества — также собственный.

Своей деятельностью "переупаковщики" не вносят на рынок путаницу, а наоборот — наводят на нем порядок. Ведь вместо нескольких фирм и разных коробок, покупатель видит единый бренд и единый стандарт, гарантирующий качество деталей. Держать свою марку "переупаковщики" стараются — иначе нет смысла в таком брендировании.

Автосервис

Откровенные подделки. Подделка — это контрафактная продукция, изготовленная неизвестным производителем с применением отличительных черт (маркировка, упаковка) известного бренда. Производители контрафакта не гнушаются ничем. Начиная от подделок под именитых производителей и заканчивая производством имитации "упаковщика". От деятельности таких компаний страдают абсолютно все участники рынка, но особенно опасна покупка такой детали для потребителя. Цена такой продукции в несколько раз ниже, чем у оригинала. Они-то и привлекают отечественных экономных потребителей.

Чем опасны подделки?

Фильтры

Изготовить фильтры и продавать под известным брендом – несложно, поскольку внешний вид этих запчастей похож. Отличается подделка от оригинала качеством фильтровальной бумаги. Разные фильтры обладают, прежде всего, разной пропускной способностью, что отражается на сроке службы двигателя. Неверно подобранный или некачественный масляный фильтр либо не будет очищать масло, отчего прошедшие через него неотфильтрованные частицы грязи постепенно забьют каналы и отложатся на внутренних поверхностях мотора, либо напротив — фильтр будет слишком "тугим" и двигатель окажется в состоянии "масляного голодания". Не меньше проблем приносят плохие воздушные фильтры, которые не соответствуют таким важным параметрам, как размерность фильтруемых частиц, процент и площадь фильтрации. В этом случае все пропущенные частицы пыли попадают в двигатель и действуют на поршневую, как абразив.

Масло

По словам руководителя СТО «Проскан» Владимира Кривоноса, масло подделывают чаще всего. Отличить внешне оригинальное масло от подделки практически невозможно, а упаковку в 21 веке подделать легко — разницу в 50—100% стоимости мошенники забирают себе, а водитель, скорее всего, ничего и не узнает. По словам Владимира, за его многолетнюю практику был случай, когда на станцию привезли бочки с якобы маслом. Подделку выдал запах — полусинтетическое масло оказалось обыкновенной… соляркой. Но в большинстве случаев бодягу делают на основе индустриального масла. Вязкость и щелочное число такого масла не соответствует потребностям двигателя. Результат — дорогущий капремонт.

Свечи

Скупиться тут не надо и покупать по возможности следует только самое лучшее. Есть смысл доплатить за "многоэлектродность" — при наличии нескольких точек разряда многоэлектродная свеча работает стабильней (как бы со страховкой: не прошла искра на одном электроде – пройдет на другом) и выдерживает большие отложения на ней нагара. Покупать дешевку не стоит — плохие свечи выводят из строя систему зажигания и увеличивают расход топлива.

Электрика

При выборе таких изделий, как высоковольтные провода, а также различные лампочки и выключатели, можно приобретать все самое дешевое и сэкономить "сейчас", но быть готовым к внезапным отказам и новым тратам. Лучше купить надежные изделия от известного производителя, соответственно, уплатив за них больше.

Подобное утверждение целиком относится и к выбору различных реле: генератора, стартера, вентилятора, а также термостата. Здесь опасным оказывается не только выход из строя, а еще и неправильная работа, что заметить порой довольно сложно.

Ходовая

При ремонте подвески на амортизаторах экономить не стоит. Качественные изделия служат, в зависимости от езды, от двух до четырех лет. Дешевые амортизаторы прослужат не больше года, а сэкономленные деньги придется потратить на оплату новых деталей и работу по их замене. Кроме того, использование некачественных амортизаторов увеличивает тормозной путь и негативно сказывается на управляемости. Не стоят своих денег и другие дешевые запчасти. Например, поддельный ступичный подшипник может развалиться на скорости и вылететь вместе с колесом.

Тормозная система

Здесь стоит отдать предпочтение изделиям подороже. Дешевые тормозные колодки быстрее изнашивают дорогостоящий тормозной диск — экономия себя не оправдывает. А особенно внимательно стоит отнестись к выбору тормозных шлангов. Плохо завальцованная и вырвавшаяся из металлического наконечника резиновая трубка шланга приведет к тому, что тормоза откажут.

Автосалоны

Кузовные детали и оптика. Экономить тут также не стоит. Например, оригинальный капот и крылья автомобиля при аварии деформируются особым образом, принимая энергию удара на себя, а подделка — проходит в салон и отрезает водителю и пассажиру головы (такие случаи известны). Качественное лобовое стекло разбивается и рассыпается на мелкие осколки даже когда непристегнутый водитель или пассажир вылетает через "лобовуху" на улицу, дешевое же стекло отрезает несчастному уши, острые кромки режут лицо и уродуют человека.

Как выбрать?

  • При выборе запчастей лучше отдавать предпочтение тем компаниям, которые являются поставщиками на конвейеры автопроизводителей. При этом, по словам директора департамента закупок корпорации "Спецторг", Михаила Вирича, страна производства на сегодня не имеет решающего значения. Ведь не секрет, что и сами производители автомобилей размещают свои заводы в Турции и Китае. И если эта торговая марка имеет надежную репутацию, то и товары, производимые в третьих странах, не будут отличаться по качеству от товаров, изготовленных на европейских заводах.
  • Не стоит доверять торговцам на рынке — лучше обратиться к официальным дилерам. Об их телефонах и адресах часто можно узнать прямо на сайте производителя.
  • Посмотрите на то, как запчасть упакована. Подозрение должны вызвать несоответствия внешних надписей и логотипов на коробке (пакете) с оригинальным стилем производителя.
  • Визуально можно определить подделку по явным недостаткам, таким, как заусеницы, сколы, трещины, несоответствие шероховатости/твердости/защитной обработки, требуемой для данной поверхности.
  • Требуйте у продавцов сертификаты соответствия товаров международным и украинским стандартам. По словам начальника департамента поставок компании «Автоимпекс», Олега Левковского, в обязательном порядке подлежат сертификации в лабораториях системы УкрСепро все запчасти, отвечающие за безопасность транспортного средства. А таких — большинство. По словам руководителя службы маркетинга предствительства компании Bosch Анны Ампилоговой, все производители выдают своим поставщикам копии сертификатов, а те, в свою очередь, делают копии для розничных точек — удивления просьба показать сертификат вызывать не должна.
  • Перед тем как приобрести запчасти, нужно подумать о том, как их устанавливать. Ведь нередко работники СТО предоставляют гарантию на свои работы только при покупке запчастей и расходных материалов непосредственно на станции.

 

Автор: Владислав Бовсуновский

Сегодня