Через 15 лет киевлянам обещают город, который мы можем не узнать. Как сообщала «Сегодня», Киеврада утвердила концепцию Генплана развития Киева до 2025 года. Ставку делают на семь составляющих — увеличение населения, новые мосты, развязки, станции метро, городскую электричку, снос хрущевок и строительство тоннелей под Днепром. Авторы «строительной конституции», в первую очередь, хотят справиться с пробками. Но архитекторы уже сейчас видят у Генплана недочеты. Так, например, не совсем логичным выглядит уплотнение застройки города вместо расширения его за счет пригородов (Вишневое, Васильков, Борисполь и так далее). Ведь по планам, до 2025 года в столице хотят возвести аж 40 млн квадратных метров нового жилья! Это 800 тысяч 50-метровых квартир. Уже практически предопределено, что значительно пострадают зеленые зоны. Так, по словам архитектора Георгия Куровского, перевод из «зеленых» в зону «общественной застройки», по концепции Генплана, грозит Труханову и Жуковому островам, Протасовому яру и музею Пирогово. Всего, по оценкам архитекторов, некогда «зеленая» столица с принятием Генплана может потерять около 1 тыс. гектаров зеленых зон! Хотя на бумаге количество зеленых зон увеличивается примерно на 5 тыс. гектаров — но это за счет так называемых «буферных» зон. По сути — лесов вокруг Киева, которым просто придадут статус парков...
СКОЛЬКО БУДЕТ КИЕВЛЯН
По прогнозам разработчиков Генплана, к 2025 году население города достигнет 3,1 млн. человек. Эта цифра вызывает огромные вопросы. Ведь сейчас, по официальной статистике, нас 2,8 млн., но неофициально — то есть со всеми приезжими — 4—4,5 млн. человек! К 2025 году, как уверяют в Институте города, нас может стать 6—7 млн.! Выходит, если ошиблись в самом начале, то и все остальное никак не поможет нам в улучшении той же дорожной ситуации. Возможно, уже сейчас нам надо планировать и искать инвесторов для постройки 7-уровневых развязок, 15 мостов и «многоэтажных» тоннелей, если таковые мы все же решаем строить. Конечно, четких прогнозов на столь большой срок, как 15 лет, никто давать не решается. «Если через пять-десять лет в малых городах и облцентрах создадут достаточное количество рабочих мест и инфраструктуру, то народ будет меньше рваться в столицу», — говорит директор Института города Александр Сергиенко. Однако если приток людей в столицу останется, то новые проекты окажутся глубоко устаревшими.
ТОННЕЛИ ПОД ДНЕПРОМ, НОВЫЕ МОСТЫ И РАЗВЯЗКИ
Главный тоннель. Под Днепром хотят продолжить путь, связав Левобережную с площадью Победы
Чтобы решить проблему с пробками, в столице собираются построить 4 тоннеля, столько же новых развязок и два моста через Днепр.
Первый тоннель соединит площадь Победы с метро «Левобережная». Его длина 7,1 км, а глубина залегания под Днепром — 100 метров! Здесь будет три полосы движения в обе стороны. Второй тоннель обещают между Троещиной и Оболонью. Его длина — 2,5 км. Он разгрузит Московский и строящийся Подольско-Воскресенский мосты. Третий тоннель планируют между массивами Осокорки и Позняки. Его длина — около 2 км. А четвертый — от пересечения улиц Мельникова и Телиги до пересечения Кировоградской и Краснозвездного проспекта (длина — 8 км). Он разгрузит ул. Телиги, Шулявский мост и ул. Гетьмана. Новые развязки хотят строить на Почтовой площади, Харьковской, Ленинградской, у станции метро «Днепр». А новые мосты — это строящийся Подольско-Воскресенский и почти готовый мост «Кирпы».
По мнению специалистов, ежедневно между Левым на Правым берегом перемещаются до 1 млн человек. Половина едет на авто, из-за чего на мостах и подъездах — заторы. Но даже при строительстве всех запланированных мостов и тоннелей — это не спасет столицу от пробок, говорит архитектор Георгий Куровский. Для Киева (при нынешней загрузке автомобилями) нужны еще минимум два-три моста. Что до тоннелей, их появление — фантастика. Если мост строят 2—3 года, то тоннели — лет 5—10! Причем цена лишь тоннеля от площади Победы до «Левобережной» — почти в 400 млн. евро — это четверть от городского и районных бюджетов вместе взятых. Тоннели, дублирующие магистрали, например, Телиги—Краснозвездный, могут разгрузить трассы, но опять же — очень высокая цена и длительное время постройки. К моменту, когда такой тоннель построят, автомобилей в городе станет наверняка вдвое больше, чем сегодня, то есть более 2 млн.!
НОВАЯ ВЕТКА МЕТРО И ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА
Горожанам обещают 19 новых станций метро (плюс три уже построенные, но еще не открытые «Голосеевская», «Васильковская», «Демеевская») и 16 станций городской электрички (сейчас она курсирует лишь между Петровкой и Троещиной). Последняя сможет перевозить 3,5—5 тыс. пассажиров в день. Время поездки, например с Дарницы до Сырца, займет 40—50 минут. На метро между этими же пунктами порядка 30 минут, но придется делать пересадки.
Подземку также собираются расширять. Есть планы сделать левобережное метро (вероятно, будет выглядеть, как скоростной трамвай): это 6 станций с Троещины до Осокорков: «Проспект Ватутина», «Каштановая», «Драйзера», «Сабурова», «Цветаевой», «Милославская». Кроме того, хотят построить Подольско-Выгуровскую линию (через Подольско-Воскресенский мост). Это 13 станций от «Депо Троещина» до «Лукьяновской».
Если верить Генплану, то к 2025 году у нас должно появиться подобие кольца метро, как, например, в Москве. Но, вспоминая «бешеные» темпы строительства трех станций метро на Теремки (с ними тянули почти три года), в достройку новых 19 верится с трудом (если по станции за год, то уйдет 19 лет — до 2029-го минимум).
Есть доля скепсиса и у людей, причастных к разработке нового Генплана. «Метро на Троещину в ближайшие 5 лет мы можем только начать строить», — говорит замначальника «Центра градостроительства и архитектуры» Василий Присяжнюк. Более реальны планы по запуску вокруг Киева городской электрички — там все упирается лишь в сдачу моста «Кирпы», который обещают уже до конца года. Так что на электричке, вполне возможно, мы сможем кататься уже к 2012 году. Но по времени в пути она уступает метро в 1,5—2 раза.
СНЕСУТ ХРУЩЕВКИ — УСИЛЯТ ПРОБКИ?
В планах архитекторов — снести хрущевки и построить на их месте высотки. До 2025 года собираются расправиться со старой постройкой в микрорайоне «Соцгородок», на Лесном массиве, Никольской Борщаговке, Отрадном, Щербакова, Гречко, Рижской, Щусева, Телиги, проспекте 40-летия Октября, Макеевской. «В результате сноса пяти-, девятиэтажек и строительства на их месте высоток население в микрорайонах увеличится в 2,5—3 раза», — говорит архитектор Евгений Лишанский. Значительно расширять дороги там никто не планирует, следовательно, смело можно ожидать сплошных пробок и авто на газонах. На пути планов есть еще одно препятствие: законы не предусматривают принудительное отселение граждан, какие бы жилищные просторы им не сулили (говорят об обмене жилплощади в 1,5 раза больше нынешней).