Столичный рынок пассажирских автоперевозок опять начало лихорадить. За девять месяцев 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, пассажиропоток сократился в среднем на 20%. Причины – неблагоприятная конъюнктура и административное давление. Как результат, частные перевозчики начали покидать рынок. Если весной в столице обслуживанием пассажиров занимались 62 частные компании и 8 коммунальных парков, входящих в структуру КП “Киевпастранс", то по состоянию на начало ноября 2009 года с рынка ушли минимум три компании, решившие отказаться от данного бизнеса навсегда.

Сдали нервы у предпринимателей, использующих для перевозки пассажиров преимущественно арендованные автобусы: без собственной инфраструктуры, в отсутствие кредитов и оборотных средств, необходимых для ремонта и ежегодного обновления минимум 15% подвижного состава, говорить о положительной рентабельности перевозок не приходится.

Впрочем, по словам отдельных игроков, покинуть этот рынок их вынудила и потеря интереса к данному виду хозяйственной деятельности.

"Я, например, нисколько не жалею, что еще в сентябре продал свою компанию, включая и право обслуживания маршрутов, одному из крупных перевозчиков за символическую цену", – признается Владимир Трофимов, бывший директор ООО "Орбита-транс".

Перевозчики не исключают, что к концу года список желающих уйти с рынка пополнится несколькими мелкими компаниями, а их маршруты будут выставлены на конкурс. Но, скорее всего, на этом все не закончится. Предприниматели опасаются, что уже в следующем году столичные власти начнут выживать с рынка более крупных операторов, переведя их маршруты на обслуживание коммунальными предприятиями.

Подобные опасения имеют под собой реальную почву. После некоторого затишья, вызванного кризисом, возобновились разговоры о пополнении транспортного парка столицы в преддверии Евро-2012. По словам Николая Ламбуцкого, генерального директора КП "Киевпастранс", сейчас его предприятие изыскивает кредиты и ведет переговоры о закупке новых автобусов с лизинговыми компаниями. Как заявил первый заместитель председателя КГГА Анатолий Голубченко, столичные власти намерены в следующем году выделить для этих целей не менее 200 млн гривен за счет субвенций из государственного бюджета и городской казны. При этом чиновники КП не скрывают, что автобусы, которые будут приобретены прежде всего для решения проблемы перевозок на социальных маршрутах, будут обслуживать и наиболее рентабельные коммерческие маршруты, где предусматривается высокая стоимость проезда при отсутствии перевозок пассажиров льготных категорий. И это при том, что, в отличие от частных извозчиков, коммунальщики ежегодно получают не менее 100 млн гривен дотаций на обслуживание льготников.

Напомним, в начале 2009 года коммунальщики закрыли 25 социальных маршрутов, сократили количество "социального" транспорта (т. е. работающего в обычном режиме) и перевели его в режим маршруток. По данным Валерия Липецкого, уполномоченного столичного представительства Госкомпредпринимательства, если в 2008 году для обслуживания пассажиров в обычном режиме движения были предназначены примерно 120 маршрутов, то сейчас, по данным ГУ транспорта и связи КГГА, таковых осталось чуть больше 90. Получается, что коммунальщики начали отбирать хлеб у предпринимателей, осуществляющих маршрутные перевозки.

Частных перевозчиков в Киеве вытесняют и посредством проведения конкурсов на маршруты. В сентябре-октябре 2009 года предприниматели вдруг начали массово проигрывать тендеры. В целом они "потеряли" 12-15 маршрутов, а без работы остались не менее 200 автобусов. Кроме того, с рынка по разным причинам "ушли" не менее 1 тыс. арендованных машин. "Киевпастрансу" же, имеющему на "вооружении" около 500 маршруток, для обеспечения качественного обслуживания пассажиров не хватает примерно 170 автобусов малой вместимости. Возможно, поэтому, в нарушение транспортного законодательства, коммунальщики переводят на коммерческие маршруты "социальные" автобусы средней вместимости (или же предлагают частным перевозчикам работать на их бывших маршрутах на условиях аренды, хотя руководство "Киевпастранса" это отрицает - ред.).

Большинство перевозчиков уверены, что "приобретенные" у них маршруты чиновники намерены использовать для повышения коммерческой привлекательности КП "Киевпастранс". Цель – его акционирование и дальнейшая продажа в частные руки. Тем более что г-н Голубченко подобного сценария развития событий в принципе не отрицает, хотя и подчеркивает при этом, что этого всего лишь его личное мнение. Что и говорить, накануне Евро-2012 и ожидаемого прихода инвесторов это коммунальное предприятие – неплохой объект для привлечения больших денег.

По мнению экспертов, передел рынка ускорили обновленные "Условия организации и проведения конкурса на городских автобусных маршрутах общего пользования в г. Киеве", принятые решением Киевсовета №772/1828 от 09.07.09г. (далее – Условия – Ред.). Стоит заметить, что данные Условия, принятые во исполнение одноименного Порядка, утвержденного постановлением Кабмина №1081 от 03.12.08 г, устанавливают критерии балльной оценки претендентов на маршрут по системе, инициированной самими перевозчиками (другой вопрос, что не все их предложения были учтены столичными депутатами – ред.) для наведения порядка на рынке и устранения недобросовестных компаний.

Однако Условия не лишены недостатков, которые поставили частные предприятия в неравные условия с коммунальными конкурентами. Дело в том, что один из критериев предусматривает начисление перевозчику баллов за инвестиции, направленные на приобретение подвижного состава, а также за начисление заработной платы водителям. Перевозчики не отрицают, что будь созданы на рынке равные конкурентные условия, этот критерий был бы необходим. В данном же случае норма оказала предпринимателям медвежью услугу, поскольку конкурировать по этому критерию с КП "Киевпастранс" они не могут. В качестве инвестиционных обязательств коммунальное предприятие декларирует не свои, а бюджетные средства, за счет которых приобретается подвижной состав, предоставляемый коммунальщикам бесплатно.

Стоит заметить, что Условия не учитывают и ситуации, связанной с компенсациями за перевозку льготников. Например, если в прошлом году КП "Киевпастранс" получило за перевозку льготников около 170 млн гривен субвенций, то за девять месяцев текущего года, по данным Анатолия Голубченко, – 108,5 млн гривен. При этом из городского бюджета коммунальщикам только в сентябре 2009 года была ликвидирована задолженность по зарплате в сумме 21 млн гривен. Понятно, что ни о чем таком предприниматели и мечтать не могут, а потому необходимость проведения конкурсов на маршруты при наличии таких критериев теряет смысл. Что, в принципе, показал уже первый тендер, на котором частный перевозчик, хоть и заявил о готовности инвестировать в закупку новых автобусов большой вместимости10 млн евро, по другим критериям набрать баллы не смог.

Между тем после утверждения Условий у чиновников появилась и другая возможность давления на частных перевозчиков: транспортный главк столицы передал контрольные функции по проверке предприятий Коммунальной службе перевозок – по сути, хозяйствующему субъекту.

Перевозчики обратились в ВР, Генпрокуратуру, АМКУ и прочие министерства и ведомства с требованием проверить, соответствуют ли Условия действующему законодательству. Пока, по словам г-на Липецкого, откликнулись Минтранссвязи и АМКУ, которые усмотрели в Условиях нарушения конкурентного законодательства и Закона "Об автомобильном транспорте". Причем Минтранссвязи вообще не видит необходимости в разработке доморощенных Условий, коль скоро соответствующий Порядок утвержден постановлением Кабмина.

Одновременно некоторые предприниматели намереваются признать незаконным и отменить решение Киевсовета №772/1828 в судебном порядке. Например, в административном иске, поданном компанией "Надiя Транс" в Шевченковский райсуд города Киева, говорится, что, согласно Закону об автотранспорте, определение условий конкурсов на перевозку пассажиров находится в компетенции Кабмина. Органы местного самоуправления в свою очередь могут лишь разрабатывать правила транспортного и других видов обслуживания. По словам Юрия Артеменко, директора компании "Надiя Транс", рассмотрение иска назначено на 26.11.09 г. Особых надежд на быстрое решение вопроса в суде нет. А потому предприниматели добиваются опротестования этого решения Киевсовета столичной прокуратурой. Пока же надзорный орган лишь обратился в Киевское городское территориальное отделение АМКУ с требованием внести в Киевсовет предписание о нарушении конкурентного законодательства.

{google}

КИЯНИ