Рейдерские захваты, к сожалению, стали в Киеве сегодня практически обыденным явлением. И иногда захватчики проявляют чудеса изобретательности. Например, 6 марта в музее "Киевская крепость" узаконить свои претензии на здания и полгектара музейной земли под ними рейдеры решили, заменив на зданиях адресные таблички. Об очередной попытке захватить уникальный историко-архитектурный памятник.

Как военные юристов объегорили
"Заехало два буса, где-то человек 30 характерной внешности. Посрывали таблички на зданиях, где было написано улица Госпитальная, 16, - и туда сразу же свои таблички начали вешать, с надписями переулок Госпитальный, 16", - рассказывает "Обозревателю" заместитель гендиректора "Киевской крепости" Андрей Вялец, который присутствовал при попытке рейдерского захвата.

Чтобы понять значение этого абсурдного на первый взгляд поступка неизвестных, следует проследить предысторию настоящих военных действий, которые развернулись вокруг пресловутой земли между музеем и желающими его заполучить бизнесменами.

Земля на улице Госпитальной, 16, на которой с 1970-х годов стоят временные сооружения, принадлежит музею "Киевская крепость" по праву постоянного пользования. Поскольку музей является памятником национального значения – забрать эту землю у него не так и просто. Однако попытки это сделать начались еще в 2004 году. Именно тогда частная фирма приобрела временные постройки у Минобороны, почти сразу же перепродав свое приобретение. "В 2005 году некая адвокатская контора продала фирме "Селл" эти сооружения, которые в свое время адвокатское объединение приобрело у Минобороны", - рассказал в эксклюзивном комментарии "Обозревателю" Вялец.

Все бы ничего – да только военные оказались ушлыми ребятами и обыграли юристов-покупателей. Мало того, что продали адвокатской конторе временные сооружения, которые даже не отображаются на кадастровых планах как такие, под которыми есть земля. Они еще и умудрились указать неверный адрес. И заработать на этом дважды. "Сооружения зарегистрированы были на переулке Госпитальном, 16. Но такого адреса просто нет технически. Это временные сооружения по улице Госпитальной, 16. А военные умудрились впарить это под видом постоянного и при этом, что характерно, на эти же сооружения у военных был договор аренды с фирмой "Конкорд". И, собственно, вот с 2005 года тянется вереница судов", - говорит Вялец.

В то же время Киевсовет, как единственная инстанция, которая имеет право распоряжаться землей в столице, отдал участок на Госпитальной, где находятся "времянки", музею. Который уже даже разработал проект музеификации, согласно которому, после завершения в 2015 году срока аренды сооружений фирмой "Конкорд", все постройки будут снесены.
На суде все средства хороши
Все суды администрация музея – тогда еще возглавляемая Вячеславом Кулиничем – выиграла. "Это территория памятника национального значения. Но еще раньше к ней проявляли интерес некоторые застройщики. Тут стоит целое госпитальное укрепление, а в частности, памятник национального значения Северная полубашня, которая имеет охранный номер соответствующий. С этой организацией, фирмой "Селл", мы проводили судебные процессы в течение многих лет, и все инстанции выиграли", - вспоминает Кулинич.

Окончательную, как тогда казалось сотрудникам музея, точку в истории с улицей-переулком Госпитальным поставил Высший административный суд, который решил, что музей Киеву таки нужнее очередной высотки или ТРЦ. "Дошли до Верховного суда. У кого-то из членов коллегии, помню, был даже сердечный приступ, потому что нападающие доказывают, что есть переулок Госпитальный, 16, а его нет нигде.

Ни в картах, ни в реестрах - нигде в Киеве нет. Они придумали этот адрес. И тогда музей выиграл суд. Рейдерам не удалось тогда захватить имущество и землю", - рассказывает адвокат и общественный защитник "Киевской крепости" Олег Король.

Но свято место пусто не бывает. Повторив "подвиг" претендующего на башню №4 Благотворительного фонда "Платар", который, проиграв суды с администрацией музея, сменил название и добился решения Киевсовета в свою пользу, "Селл" реинкарнируется под новым именем – "Мунлайт-Ист". Временные сооружения они продали сами себе. "Была фирма "Селл", а сейчас наезжала "Мунлайт-Ист", которая якобы у "Селла" купила. Но дело в том, что мы, когда по судам ходили – юристы одни и те же что у "Селла", что у "Мунлайта". Понятное дело, что эта продажа чисто формальная", - поделился Вялец.

Все дело - в адресе
"Все гениальное – просто" - решили представители фирмы "Мунлайт-Ист". И руководствуясь этой мудростью, решили закончить многолетний судебный спор за принадлежащую "Киевской крепости" территорию, установив таблички с несуществующим нигде, кроме документов купли-продаж и временных зданий, адресом. Прибывшие на место правоохранители вмешиваться в происходящее не спешили. "Приехала милиция. Написали мы объяснения, заявления. Потребовали очистить территорию музейную от посторонних людей – полное бездействие. Бритоголовые исчезли только после упоминания журналистов. Осталось 6 человек, юристы. Все это дело продолжалось до 10 вечера", - рассказывает замгендиректора музея.

Поскольку письмо начальнику Печерского РУ МВС оказалось малорезультативным - музейщикам пришлось писать еще и в прокуратуру, и МВД. Ведь милиционеры, прибывшие по вызову, отказывались вмешиваться. "Они ничего не делали. Говорили: "И что, мы их будем выставлять?". Говорю: "А кто их должен выставлять, ребята?" Они сказали, что в хозяйственные споры не вмешиваются. Но причем здесь хозяйственные споры? Там третье лицо. Они не отрицают, что у них спор с "Конкордом". Вот пускай они его решают в другом месте, а не на территории музея", - возмущается Вялец.

После вмешательства журналистов, общественных активистов и народных депутатов, рейдеров удалось выгнать с территории. Но ушли они не далеко – по словам Вяльца, до сих пор дежурят у въезда на территорию музея. Правда, активных действий не принимают.

Рейдеров "поставляет" Киевблагоустройство?
Башня № 4, Госпитальная, 16, Лысогорский форт, за счет 0,5 га которого планируется построить съезд с Саперно-Слободской на Днепровскую набережную – далеко не все объекты 140 га территории музея, которые привлекают рейдеров, как мед мух. Совсем скоро может вспыхнуть новый скандал – на сей раз из-за строительства небоскреба вместо военного госпиталя. "Якобы в ВР ходит законопроект, по которому хотят найти инвестора на строительство нового современного военного госпиталя для Минобороны, вынести его за пределы Киева. Вроде все хорошо.

Но там идет условие для инвестора – вроде, он строит это здание, а взамен получает старые дома. И территорию. Представляете, что для инвестора будет значить территория в центре Печерска? Там же будет построена еще одна высоточка", - говорит замгендиректора "Киевской крепости".

Киев уже потерял множество объектов культурного наследия – через суды, рейдерские захваты, физическое уничтожение. При этом правоохранительные органы и власть не проявляют видимого стремления защитить культурное наследие. Общественные активисты – в частности из ОО "Культурный трибунал", убеждены: причина этого – в существовании мощной рейдерской организации.

"Я бывал на нескольких площадках, которые атаковали рейдеры. На 80% люди, которые делают грязную работу – одни и те же. Это наемники в черных шапочках характерной внешности, которые делают практически одно и то же по сценарию. Это управляется из одного юридического центра", - считает Константин Климашенко, председатель ОО "Культурный трибунал".

Олег Король идет еще дальше – он называет организацию, которая курирует этот "бизнес". "Эти группировки имеют прямое отношение к "Киевблагоустройству". У них есть базы, мне удалось даже на условиях секретности поговорить с одним из участников, и он рассказал, что их нанимают сильные мира этого, в частности и функционеры некоторые Киевсовета и связанные с ними лица. У них есть хорошие возможности за городом тренироваться. Вот так это поставлено", - рассказывает общественный защитник.

Адвокат убежден: если бы у государства, у правоохранительных органов было желание остановить творящийся в столице беспредел – они бы легко могли это сделать. Но власть и силовики занимают в этом вопросе откровенно пассивную позицию. Во-первых, потому, что культура уже давно не является приоритетом для власть имущих в Украине. А во-вторых, как говорится, ворон ворону глаз не выклюет.  

kiyany.obozrevatel.com