— Расскажите о том, как складывались ваши отношения с Министерством образования?
Смотря кого подразумевать под Министерством. Когда-то мы пробовали обращаться по официальным каналам с просьбой предоставить файлы книг. Используя их обещание выложить учебники в свободный доступ, мы предлагали безвозмездно создать сайт — лишь бы ускорить публикацию. Они ответили отказом, аргументируя его цитирую «невозможностью публиковать в свободном доступе защищённые авторским правом материалы». Это породило ряд закономерных вопросов. Как может применяться авторская монополия на общепринятые знания, изложенные в учебниках для средних школ? Почему министерство использовало наши с вами деньги, выплаченные в налогах, для заключения договоров на создание и публикацию учебников, права на которые почему-то остались у издательств — проще говоря, почему нашими деньгами оплатили нечто, что мы в итоге не получили и теперь вынуждены покупать повторно? На каком основании происходят постоянные обновления учебников? Нет, ну честно, спросите себя, что вообще можно нового добавить в школьную программу по математике да еще и ежегодно и в обязательном порядке?
В то же время, к нам обратились с предложением написать статью о Библиотеке в «Шкільний бібліотечно-інформаційний центр»”, который входит в структуру министерства.
— Сколько стоит купить учебники сейчас? Сколько денег вы можете помочь сэкономить родителям, стесненным в средствах?
Сложно сказать. Многие книги ежегодно переиздаются и, хотя изменения в них ничтожны, на них строят программу нового учебного года. В последнее время мы часто слышим о низком качестве подобных обновлений и учителя на свой страх и риск продолжают преподавать по имеющимся у них старым изданиям, которых уже не найти в продаже.
Недавно мы добавили новый раздел на сайте, где выложили методички для общенационального тестирования уровня знаний. Спекуляции минобразования и издательств с этим тестированием сейчас активно обсуждаются в СМИ. И среди прочих фактов озвучивается сумма в 18 миллионов гривен, которые планировалось получить с родителей школьников за эти методички.
— Как вы собирали учебники? Сколько их сейчас? Сколько еще предстоит добыть?
Прежде всего это простой поиск через поисковики. Находим мелкие заброшенные библиотеки, городские форумы, форумы мамочек и прочие ресурсы. Некоторыми родителями, было высказано предложение сканировать и распознавать учебники, по мере того, как их дети будут учиться.
Именно учебников на сайте сейчас 210 штук. Помимо них мы также начали публиковать пособия, рабочие тетради и методички для учителей.
— Насколько популярен сейчас ваш сайт?
Пик посещаемости пришелся на сентябрь. Тогда в день на сайт заходило около пяти тысяч человек. Сейчас количество посетителей колеблется в районе тысячи человек в сутки. Стоит отметить, что мы размещаем прямые ссылки на книги — загрузка не требует ввода кода, как на файлообменниках или нескольких дополнительных переходов по сайту до начала самой загрузки.
— Как к нему отнеслись родители и учителя?
Мы почти не получали отзывов от родителей. Большинство писем были присланы детьми — чаще всего это просьбы добавить конкретный учебник на сайт, но иногда бывают и благодарности. Недавно мы добавили возможность публиковать комментарии и, исходя из того, что пишут на сайте, можно сделать вывод, что основная аудитория сайта именно ученики.
Правда, среди обращений есть письма и от учителей. Наверно, я не открою тайну, если скажу, что мало кому нравится политика минобразования. Взять хоть их постоянные обещания обеспечить свободный доступ к электронным версиям всех учебников, которые они вносят в учебную программу. Из-за невыполнения ними самолично возложенных обязательств мы и взялись за создание Библиотеки. Так вот, мы были приятно удивлены, что учителя довольно часто упоминают наш сайт. Ссылки на нас размещают среди перечня архивов учебной литературы и министерских распоряжений.Кроме того, помимо отзывов в интернете, библиотеку мы обсуждаем со знакомыми учителями
— Правда ли, что к вам обращались библиотекари школ?
Да. Нас просили публиковать обновления, придерживаясь министерской программы. Если не брать во внимание райцентры, то общее обеспечение учебных заведений очень плачевное и речь не только об учебниках. Много где не хватает обычных классных досок, что уж говорить об ежегодно переиздаваемых министерством книгах.
— А какая была реакция Министерства?
Да никакой. Они упорно молчат, при напоминании о данных обещаниях и пытаются не замечать, когда эти обещания исполняют за них.
— Кто еще помогал? Как вообще могут желающие принять участие в проекте?
Помогали все посетители сайта своими отзывами. Помогали активисты, присылавшие отсканированные книги. Неоценимую помощь оказывали друзья и близкие люди, мирившиеся с нами, тратившими свободное время на библиотеку.
Больше всего мы нуждаемся в желающих помочь со сканированием учебников. Это довольно трудоемкий процесс и не у всех есть возможность достать книги, используемые сейчас в школах. Каждый родитель, оцифровавший одну книгу, поможет всем остальным. Как говорится, с миру по нитке.
— Школьники вроде бы не целевая аудитория Пиратской партии, почему вы взялись за этот проект?
Мы не торговцы чтобы разделять людей на целевую и нецелевую аудиторию. Одна из основных идей пиратского движения — свобода доступа к информации и учебная литература должна быть частью этой свободы. Замечу, мы не говорим об узкоспециализированных профессиональных изданиях, которые стоят много денег и используются специалистами. Речь идёт только о среднем образовании, которое гарантируется каждому украинцу конституцией и должно быть бесплатным.
Библиотека не единственный наш проект в этой сфере. Помимо виртуальной помощи мы также планируем собрать несколько классов информатики из подержанных компьютеров для сельских школ. Если у нас получится — в дальнейшем можно наладить это в больших масштабах.
— Есть ли у вас планы развития проекта?
Мы планируем продолжить публикацию учебников согласно списков минобразования. Помимо этого мы хотим создать полноценный раздел для учителей и методической литературы.
Но это наши личные планы, а пиратская партия не ограничивается одной страной. Уже сейчас мы обсуждаем с нашими российскими и белорусскими коллегами возможность аналогичной платформы у них. Возможно, в будущем даже объединимся в одну образовательную сеть. Для упрощения совместной работы над платформой, её код будет выложен в общедоступном репозитории на GitHub.