Из удобного вида общественного транспорта во времена СССР киевский трамвай за годы независимости стал проблемным. Главный минус - работа всего маршрута парализуется одной поломкой на линии. Во время мартовского снежного апокалипсиса дольше всего восстанавливали именно трамвайные маршруты - почти неделю. Из-за старых путей раз в несколько месяцев вагон вместе с пассажирами слетает с рельсов. Мы задались вопросами: кто и почему довел этот вид транспорта до такого плачевного состояния?
За 15 лет не купили ни одного нового вагона
Первым городом в Российской империи, где начал курсировать трамвай, была столица Украины. Случилось это в 1892 году: поехал вагончик по Владимирскому спуску. Во времена СССР трамвай был одним из основных видов общественного транспорта, который мог соперничать разве что с метрополитеном. Тяжелые времена настали со времен независимости: с 1994 по 2010 год новые вагоны не закупались, а в 1996-м еще и началось сокращение маршрутов - убрали линии в центре, на Печерске, через мост Патона, по проспекту Гагарина и Набережному шоссе. В те времена руководил городом мэр Александр Омельченко, который убирал трамвайные маршруты под предлогом жалоб киевлян на шум. Продолжил курс Сан Саныча и Леонид Черновецкий.
Немного лучше ситуация стала в последние годы - город начал сам собирать новые трамваи и закупил десять вагонов киевского производства. Все остальные трамваи - модели "Татра" и ее модификации, им 20-30 лет. Чтобы такие вагоны выпускали на линию после истечения срока эксплуатации, им дают вторую, а то и третью молодость - проводят капитальный ремонт, продлевающий их работу на 12 лет.
- Для нас главный приоритет - безопасность перевозок, - уверяет Юрий Бомбандеров, главный инженер "Киевпастранса", рассказывая об обязательном техническом осмотре перед выездом на маршрут.
Но ремонт старых трамваев нельзя проводить бесконечно. Юрий Петрович считает, что нужно закупать новые трамваи собственного производства. В год "Киевпастранс" может собирать минимум 20 вагонов. Получается, чтобы заменить 150 самых старых вагонов, достаточно 3-5 лет (в зависимости от финансирования).
Правда, в этом году в бюджете заложены только 10 млн грн. на закупку одного трехсекционного "Каштана-2".
Новая проблема: парковка на рельсах
В социальных сетях киевляне часто обсуждают, какие ЧП с ними случались во время проездки на трамвае.
"Дело было зимой, во время сильных морозов. Я зашел в трамвай №14 на Лукьяновской площади, - рассказывает киевлянин Дмитрий Чигрин. - Стал в очередь за талончиком возле кабины водителя. Как только трамвай двинулся, сверху нам, пассажирам, на голову посыпались искры. Вся очередь попадала прямо на грязный пол. Потом пошел дым и мы выбежали из салона. Водитель, нервно покуривая, объяснил мне, что вода попала в проводку и ее закоротило".
В "Киевпастрансе" знают о проблемах и снова указывают на возраст трамваев. Состояние составов - это старая проблема, а недавно актуальной стала другая - парковка автомобилей на рельсах. Как рассказал начальник трамвайного депо, на нарушителей, которые парализуют работу, подают в суд за простой трамваев. За последние пару месяцев удалось отсудить несколько тысяч гривен.
Несмотря на все проблемы с трамваями, в планах предприятия сохранить работающую сеть маршрутов. А в следующем году проложить бесшумные рельсы на улице Дмитриевской - на участке от улицы Воровского до кинотеатра "Киевская Русь".
- Там часто бывают сходы: старое полотно плюс узкая улица, - объясняет Юрий Бомбандеров.
ЦИФРЫ
- 300 трамвайных вагонов в Киеве
- 150 составов нуждаются в замене
- 83 трамвая прошли капитальный ремонт с продлением ресурса на 12 лет (новое оборудование, новые сиденья, новая система обогрева)
В ТЕМУ
Одиночный трамвайный вагон "Каштан" киевского производства стоит 4,8 млн грн.
Киевский трехсекционный "Каштан-2" - 10 млн грн. Чтобы заменить 150 старых вагонов, нужно примерно 750 млн грн. Для сравнения: на эти деньги можно дважды провести реконструкцию Почтовой площади.
КСТАТИ
Проблемы киевского трамвая
Вода попадает в электропроводку и "тележку", что приводит к короткому замыканию.
Соль, которой посыпают дороги, разъедает обшивку и механизмы.
Нарушение скоростного режима и плохое состояние рельсов: по прямой трамвай может ехать со скоростью не более 40 км в час, на поворотах - меньше. Превышение может привести к сходу вагона с рельсов.
Пыль через воздухозаборы попадает в вагон и налипает на электроустройства, что приводит к короткому замыканию.
kp.ua