Подслушано с балкона: "Ну что, ширку купим или трамадол?" Двое юношей беседуют так, будто речь идет о выборе между батоном и черным хлебом. Понятия не имею, где может находиться торговец опием, но знаю, что в радиусе ста метров от моего дома четыре аптеки. Увы, к лоткам с лекарствами наркоманы повадились ходить точно так же, как к наркодилерам.

На волне трамадола построили целый бизнес

О наркотических свойствах трамадола - сильнодействующего обезболивающего было известно с 1962 года, когда препарат был изобретен. Но в Украине массовое увлечение им началось только ближе к 2000-му. Трамадол и аналогичный по действию трамалгин продавались без рецептов, и наркоманы, сидящие на опиатах, быстро переключились на более дешевый и доступный кайф. В 2004 году трамадол отнесли к ядовитым лекарственным средствам, которые отпускаются по рецептам строгой отчетности, но ситуацию это не изменило. Аптеки стали активно торговать анальгетиком из-под прилавка - им ничем серьезным это не грозило. Если за нарушения закрывали какую-то из точек, то вскоре она открывалась вновь.

Фармацевты обзавелись сетью дилеров, которые отоваривались со складов. Доходило до абсурда: онкобольные метались с "розовым" рецептом по аптекам и не могли найти препарат в легальной продаже, зато наркоманы покупали его без проблем, переплачивая втрое и вчетверо. Появилась целая армия трамадолозависимых, а за спросом последовало предложение. Количество производимого препарата возросло с 74 миллионов доз в 2005-м до 176 миллионов в ­2007-м. Хотя официальная потребность в лекарстве составляла не более 10 миллионов доз в год.

Наркозависимые давно пристрастились к медпрепаратам. От этого страдают обычные потребители. Фото: архив "КП".

- Летом 2008 года трамадол и его аналоги были внесены в перечень наркотических средств, за хранение и распространение грозит до 12 лет заключение. В феврале того же года Кабмин принял решение сократить объемы производства трамадола в 10 раз, - говорит начальник УБНОН МВД Украины Олег Школьный. - Как это решило вопрос, можно судить по цифрам: если в 2008-м из незаконного оборота милиция изъяла более 2 миллионов доз, то в 2012-м - около 8 тысяч.

Сказать, что подпольная торговля прекратилась, нельзя - да судя хотя бы по подслушанному разговору. Но проблема заключается в другом - на волне трамадола поднялся бизнес, от которого аптечных дел мастера не захотели отказываться.

Оперативное видео МВД.

Сотни на копейках

…В радиусе ста метров от моего дома четыре аптеки. Местечко не густо населено - одни пятиэтажки. Две аптеки известной сети, здесь посетителей завлекают скидками, бонусами, хорошим ассортиментом. Две небольшие - лекарства здесь дороже и выбор скудный. Как выживают при сильных конкурентах - загадка… Грешить на соседей не буду, но именно в таких невзрачных лавочках оборот может составлять до $1000 в день. Деньги делаются не на импортных препаратах от гипертонии, цена которых зашкаливает. А копеечных по сути средствах вроде димедрола. Лет двадцать назад они считались простыми успокоительными, продавались свободно, а сегодня относятся к разряду сильнодействующих и ядовитых лекарств, которые подлежат суровому контролю, выдаются по "розовым" рецептам и фактически приравнены к наркотикам.

Сильнодействующие таблетки хранились в упаковках из-под витаминов. Стоп-кадр оперативного видео.

- Такие препараты усиливают наркотический эффект при уколах ацетилированным опием. Особенно они пользуются спросом весной, когда заканчиваются запасы маковой соломки и наркозависимые начинают ощущать "голод", - говорит Олег Школьный. - Таблетки или ампулы тайно продаются в небольших аптеках, которые расположены чаще всего в спальных районах и жилмассивах. Препараты либо завозятся в Украину контрабандой, либо поступают с украинских предприятий через ряд фирм, которые имеют лицензии на приобретения лекарств. А вот маленькие аптеки, как правило, лицензий на продажу сильнодействующих средств не берут, поэтому об учете не может быть и речи. Чтобы разоблачить такую точку, необходимо сделать несколько контрольных закупок. А провизор может хитрить - сбывать таблетки через дилеров. Теперь судите о доходах: если легальная цена препарата составляет 12 - 15 гривен за 10 штук, то в руки покупателю упаковка может уйти за 300.

Жертвами могут стать подростки

В последнее время в моду вошли аптеки-однодневки. Такие даже не регистрируются в Гос­комконтроле за лекарственными средствами. Просто снимается помещение, вешается табличка и график работы. На прилавке выставляются скудные товары, а бойкая торговля ведется через черный ход - об адресе клиенты осведомлены заранее. Едва нагрянет проверка, аптека сворачивается и переезжает. По такому принципу в Киеве наладила свой бизнес 76-летняя пенсионерка. Димедрол и сонат продавался из баночек от витаминов. Других лекарств в однодневке почти не было.

Бог с ними, с наркоманами. Это люди, которые уже выбрали свой путь. Страшно другое - димедрольные аптеки все чаще стали появляться возле школ и на "таблеточки" пытаются подсадить подростков. Лично провизоры в этом не участвуют, но рядом с аптекой могут крутиться два-три парня из местных, которые предлагают "средство для расслабления".

- Такие жалобы мы слышим от учителей и родителей, - констатирует Олег Школьный. - К сожалению, беседы о вреде наркотиков не всегда воспринимаются детьми правильно. Им хочется попробовать чего-то взрослого. Колоться - страшно. А таблетка - это же лекарство, его можно проглотить и пережить якобы приятные ощущения. Вот так в Харькове отравились четыре школьницы.

Этой весной по всем областям Украины проводилась спецоперация "Батискаф" - проверялись аптеки, лечебные заведения. Только по Киеву было возбуждено 33 уголовных дела, из теневого оборота изъяли 1500 доз сильнодействующих средств.
Все запрещать - не выход

Что можно сделать, чтобы нарушений было меньше? Закрывать маленькие аптеки не выход - в Украине трудится больше порядочных людей, чем непорядочных. Расширять список запрещенных препаратов тоже бессмысленно. Наркозависимые уже стали колоться каплями для глаз и "тащиться" от обезболивающего, которое лучше всего помогает при зубной напасти. Из-за них исчезла марганцовка, да и в табу на седативные препараты, как считают медики, мало хорошего - увеличилось количество гипертонических кризов. Раньше таблеткой того же димедрола можно было снять одноразовый стресс, теперь же надо идти к врачу, упрашивать, а нервы ждать не любят.

По мнению Олега Школьного, ситуацию может подправить усиление санкций.

- Если на незаконных продажах ловят провизора, то ответственность несет только он один, а не владелец аптеки, который сам может наживаться на этом бизнесе. Поэтому он тоже должен отвечать. Нужны более жесткие штрафы, лишение права заниматься продажей лекарств. Особую ответственность надо ввести за продажу препаратов несовершеннолетним, - считает главный борец с наркотиками в Украине.

Комментарий нарколога

Вячеслав ЗАИКА, врач-нарколог клиники наркологической помощи "САНТАНА-М":

- Психоактивные вещества губительно действуют на человека, как и любой наркотик. В первую очередь страдает нервная ткань, разбалансируется центральная нервная система. При длительном, а иногда и краткосрочном употреблении развивается зависимость. Особенно уязвим к таким препаратам растущий организм. У юношей снижается потенция вплоть до полной ее потери, у девочек нарушается менструальный цикл. А наибольшая опасность в том, что разлагается мышление. Человек теряет способность эффективно мыслить, реализовать себя в работе, а значит, не может быть успешным в обществе. Фактически он теряет свое будущее.

kp.ua