Какого цвета должна быть лавочка?
– Представь себе парк. И лавочку посреди парка. Какого она должна быть цвета?.. – спросил меня недавно коллега-дизайнер. Мы пили кофе, сидя на лавочке совершенно безумного цвета и обсуждали вопросы функциональности и красоты публичных пространств: как донести до людей сам факт существования проблем в этой области.
– Ну… – задумчиво протянула я, – это смотря какой парк. Надо провести исследование. Выяснить, где находится парк, для кого он создан. А затем принимать решение.
Это был ответ человека, который верит в human oriented дизайн и курирует проекты по проведению подобных исследований. Но что бы мог ответить на этот вопрос тот, кто не связан с дизайном? Нам стало интересно.
И мы спросили.
«Красного!» – утверждала знакомая, вспомнила про дворик на даче и выбрав цвет лавочки конгруэнтно оттенку только что купленных штор. «Зачем ее вообще красить?!» – негодовал сосед по офису, который пару дней назад испачкал брюки из-за отсутствия предупреждающей таблички. «Желто-голубого!» – уверенно ответил волонтер, протягивая нам листовку с приглашением на субботник.
Эти ответы отлично иллюстрируют субъективный характер решений, которые обычно приходят в голову людям. Обычным людям. Для них лавочки – это не часть их города, не часть системы визуальных коммуникаций городской среды, а место, где можно просто посидеть, пообщаться, погреться на солнышке.
Им включенность в момент «здесь и сейчас» – простительна. Нам, профессиональным дизайнерам, нет. Мы должны быть объективными, учитывать одновременно сотню факторов и уметь заглядывать в будущее.
Должна ли лавочка быть красной? Или желто-голубой? Будет ли она гармонично смотреться в этом конкретном парке? Сочетаться с другими объектами в этом районе? Или другими объектами в этом городе? Захочет ли на нее сесть ребенок, или пожилой человек? Бизнесмен, или школьник? Будет ли каждому из них удобно на ней сидеть? И что будет с этой лавочкой через год? Два? Десять? Что «расскажет» эта лавочка гостям нашего города?
Если дизайнер вовремя не задумается над этими вопросами - всем остальным не на чем будет сидеть.
Речь, конечно, идет не только о лавочках. Парк, город, система. Стихийная реклама и торговля. Дорожные знаки. Клумбы. Таблички на домах. Визуальный образ города – все это находится в зоне ответственности дизайнера. Вопрос в том, может ли он взять на себя эту ответственность без морального разрешения и согласия социума.
– Какого цвета должна быть лавочка? – обратилась я к Ярославу Белинскому, графическому дизайнеру, исследователю и специалисту по визуальным коммуникациям.
– Не знаю, – улыбнулся он, – надо получить обратную связь от людей, которые живут в этом районе. Потом – донести до людей важность изменений. Потом – собрать междисциплинарную команду дизайнеров. Потом – разработать комплексный проект решений. Потом – внедрить их.
И правда, далеко не всем жителям нашего города очевидна ценность профессионального подхода в решении подобных задач. Да и сами задачи не очевидны. Какая разница?! На самом деле разница есть. И лавочка, как часть системы, является индикатором глобальной неосознанности в отношении того, что нас окружает. Не удивительно, что далеко не все «пользователи» дизайна готовы к сотрудничеству, соучастию, без которого невозможно создать адекватную нашим - человеческим потребностям - среду.
Отсутствие финансирования таких проектов тоже не новость, ведь чиновники не видят необходимости вкладывать деньги в «лавочки», и, как написал Ярослав в своем блоге, «способны только дерибанить бюджетные деньги». Белинский уверен, что ждать «милости» от правительственных структур не нужно.
Нужно просто брать и делать, начинать с себя: «Будь тем изменением, которое ты хочешь видеть в этом мире».
Похожим выводом поделился мой коллега, дизайнер и преподаватель School of Form из Польши, Рене Вавзжкевич, который приехал к нам в школу для обмена рабочим опытом. «Сопротивление общества, и отсутствие легитимности действий – те причины, по которым дизайнерам в Польше сложно внедрять изменения на уровне городской среды». При этом он подчеркнул, что каждый дизайнер также является частью общества. А это значит, что осознание необходимости перемен со стороны социума прямо пропорционально осознанности действий внутри профессиональной среды.
И я с ним согласна. Последние несколько лет я веду занятия по визуальным коммуникациям для начинающих дизайнеров. Ребята проводят исследования, а к финалу курса презентуют свои проекты и предложения по изменению публичных пространств города Киева.
Так вот. Во время проектной работы главным открытием для студентов становятся не методы дизайн-исследований и построения коммуникаций в городской среде, а осознание, что нужно начинать с себя. Со своего дома, улицы и двора. Со своей, так сказать, лавочки.
Кстати, об осознанности.
– Какого цвета должна быть лавочка? – полушутя спросила я Рене во время круглого стола, посвященному вопросам самоидентичности украинского и польского дизайна. Он на секунду задумался, и, пожав плечами, ответил:
– А кто сказал, что она вообще должна там быть?..