«Агрессии я не вижу абсолютно»: взгляд на Киев со стороны

Сколько раз в жизни ваши ожидания оправдывались? Вот вы думали, что будет так-то и так-то, и вышло ровно как предполагалось. Ну не получается так. Всегда хоть что-нибудь, да иначе. Шел в оперу, попал на балет. Поступал в Политехнический, оказался на юридическом, закончил театральный. Это в пределе. Бывает мягче. По-другому не бывает.

Когда я ехал в Киев - не в гости, а практически жить — у меня имелись некие представления, обоснованные ожидания, определенные надежды. Я ехал в город Булгакова и группы ВИА ГРА. Я ехал в город, где родились Малевич и Йовович. Я ехал, наконец, в город одноименной котлеты. Я раньше в Киеве бывал, конечно. Но теперь я впервые здесь не как турист. И чего бы я от поездки ни ждал, оказалось явно не хуже. Я встретил замечательных профессионалов.

Киев открылся как столица. Уже родной мне Петербург — не столица. А Киев — да, и это чувствуется.

Главное, ну и, наверное, самое банальное — это то, что Киев — южный город, и люди в нем южные. У меня ощущение, что я вернулся в Баку своего детства. Тут похожая городская структура - все на холмах. Когда говоришь «вниз» и «вверх», это не удобная абстракция, как в абсолютно плоском Петербурге, а понятная конкретика: вот поднимаешься по бульвару, а вот — спускаешься.

Без знака плюс меня удивила невероятная медлительность, даже лень. Любимая местная фраза: «Да все будет нормально!». То, что на Ямайке называется «no problem, man».

Привозят сомнительные овощи.
— Ты что, с ума сошел?
— Да ладно. Я вас умоляю, ну завтра привезу другие.

Понимаю местных рестораторов, у которых такие сложности ежедневно.

Вообще позиция «вдруг завтра война, а я уставший» — не анекдот, а предельно точное описание реальности. На этом фоне люди, которые, нет, не показывают чудеса работоспособности, а просто вкалывают — добиваются фантастических результатов. Общий фон уж больно вальяжный. Дело в климате, скорей всего. Вон в Петербурге, когда белые ночи два месяца в году, вообще ничего не хочется делать. Но чтобы так медленно, так, понимаешь, не спеша! У нас азербайджанцы на рынках бегают в пятнадцать раз быстрее.

Должен сказать, что считаю киевлян европейцами. Про страну в целом сказать не могу — еще хочу поездить. Так вот киевляне — безусловно, европейцы, но на каких-то вещах прокалываются. Все эти затемненные окна автомобилей, охранники богатых людей. При том что агрессии я не вижу абсолютно. Машины пропускают пешеходов. Дорожное недоразумение очень вряд ли перейдет в драку или перестрелку из травматики.

Что еще удивило? Как много здесь звезд российского шоу-бизнеса. Что нет вертикали власти, а вместо нее какой-то сложный баланс, все эти сдержки и противовесы, благодаря которым нельзя вот просто так взять и что-нибудь сделать наперекор здравому смыслу. Что нет IKEA — продвинутая же страна, Европа. После России казалось, что в этом вопросе дальше только Сомали. Но это только казалось... Что люди на улицах все время улыбаются. Я не то чтобы удивлен, а скорее обрадован. Так оно и должно быть.

А больше всего я удивился, что очень многие прекрасно говорят на русском языке. Честно, ожидал суржика. Есть такой стереотип, что встретишь, мол, красивейшую украинку, а она заговорит — и у тебя сразу возникнет отторжение. Встречаешь — нет отторжения.

На передаче — на «Пекельной кухне» — я сказал поварам, работавшим со мной: «Если кто-то хочет говорить на украинском, пожалуйста». Но все старались обращаться ко мне по-русски. С другой стороны, спросишь дорогу на русском, тебе ответят на украинском, и почти все понятно. Меня такая ситуация нисколько не раздражает. Это же не чтобы запутать или унизить. Все происходит абсолютно естественно, как двуязычие в некоторых фильмах Бертолуччи, где кто по-английски, кто — по-французски, и никаких субтитров. И так ясно, к чему дело клонится.

Еще я ожидал, что будет теплей. Весна выдалась холодная. Зато какой же потрясающей была граница весны и лета, когда город позеленел за одну ночь, без долгих размышлений!

Что хорошо — в Киеве есть культура еды на людях, есть традиция вечернего «выхода», причем не покурить кальян и посмотреть Fashion TV, а именно поесть. Меня часто спрашивали, какой ресторан мне хотелось бы здесь увидеть. Открыв «Сад» на Банковой, я ответил на этот вопрос. И меня не пугает требовательность киевской публики. Люди понимают, что вкусно, а что нет. А значит, «Саду» — цвесть. Значит, буду чаще у вас бывать и буду постоянно сравнивать Киев с другими городами, где я был счастлив. Уверен, что Киев прекрасно выдержит такие сравнения. Когда Булгаков писал слово «Город» — он имел в виду именно его.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Арам Мнацаканов

Чужая земля: иностранцам в Киеве неудобно

Бесплатные пешие туры по Киеву: удивительно, но факт

«Holy crap!»: приключения англичанина в Киеве

«Велком ин Юкрейн»: приключения немца в Киеве