Хаотичная застройка Киева сейчас, пожалуй, одна из самых главных проблем города. Киеврада раздавала земли в историческом центре, зеленых зонах... Рано или поздно там начиналось строительство, киевляне протестовали. Порой во время стычек даже лилась кровь.
Чтобы этого избежать, Киеву нужен новый современный Генеральный план, который станет законом для застройщиков и власти. В нем будут определены зоны, где можно вести высотное строительство, а где нет, он четко укажет границы исторического центра, парков, скверов, площадок для школ и детсадов. И уже никому не придет в голову, что на месте, предназначенном для будущей поликлиники, можно возвести высотку, а на месте детской площадки — офис. «Вместе со «Стратегией развития Киева до 2025 года» мы разрабатываем Генеральный план города. Я уверен, что эти два документа должны быть утверждены на уровне руководства страны — президента и Кабмина — для того, чтобы больше ни у кого не возникало желания внести в них какие-либо изменения, противоречащие интересам киевлян. Все мы хорошо помним, что за последние несколько лет только в программу развития зеленых зон Киева было внесено 562 изменения, «благодаря» которым киевляне лишились 34% от общей площади парков и скверов. Такое не должно повториться», — заявил глава КГГА Александр Попов.
А вот многочисленные промышленные районы столицы, которые уже давным-давно никто не использует по назначению, нужно отдать под застройку. Рыбальский полуостров, район Центрального железнодорожного вокзала, Дарница, Теличка — они занимают пятую часть территории столицы. Обветшалые промышленные здания, старые заброшенные склады, разваливающиеся инженерные сети портят внешний вид города. На их месте должны появиться современные жилые дома, офисы, торговые центры, театры, кинотеатры. То же касается и ведомственных земель. Ведь не секрет, что бывшие заводы или здания НИИ их руководители сдают в аренду, получая прибыль, хотя все это производство создавалось за счет государства. Наверное, пришла пора приносить доход и городскому бюджету? А оставшаяся промышленность может переехать в Киевскую область, где предприятия дадут новые рабочие места, а значит и заработок жителям.
Что и как строить в Киеве, что делать с центром столицы и промышленными зонами — своими идеями с «Сегодня» поделились эксперты.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ. В столице очень много бывших промышленных зон, которые не используются, хотя находятся в достаточно привлекательных районах. «Например, промзона на Теличке, находящаяся на самом берегу Днепра, могла бы стать культурно-развлекательным или деловым центром города. Ведь набережная и острова Днепра по праву могут называться жемчужиной города. Эти территории могут стать рекреационной зоной европейского уровня, если они будут оборудованы современной инфраструктурой», — считает старший менеджер проектов Фонда «Эффективное управление» Андрей Лобач. Тут можно создать пляжи, спортивные центры, в конце концов, построить Диснейленд, который мог бы стать единственным в Восточной Европе и привлечь в Киев массу туристов.
«НОВЫЕ ГОРОДА». Очевидно, что Киеву нужны и новые крупные деловые центры, например, Киев-Сити, на Левом берегу. Именно на Левом, а не на Правом берегу Днепра. «Это позволит разгрузить дороги центральной части города и создать рабочие места ближе к месту жительства левобережных горожан», — считает Андрей Лобач. Ведь сейчас, по словам руководителя проектов компании The Boston Consulting Group Сергея Перапечки, киевляне, в основном, живут в больших спальных районах, на окраинах, а на работу ездят в другой конец города.
«Чтобы жизнь в столице была комфортной, нужно соблюдать баланс размещения жилья и рабочих мест. Сейчас мы этого не видим, от этого на дорогах создаются заторы в часы пик, а транспорт переполнен. Нужно стимулировать «новые города» — центры деловой активности не только в центре, но и на периферии. Чтобы горожане жили там, где они работают», — говорит Сергей Перапечка. Под новым городом имеются в виду новые бизнес-центры, торгово-развлекательные центры, гостиницы, выставки, которые могут разместиться и на Левом берегу, и в отдаленных районах Правого берега. Также — строительство линии метро на Троещину, создание кольцевой городской электрички, развитие трамвайного и троллейбусного движения в левобережной части столицы.
КАК В МОСКВЕ. Руководитель Института генерального плана Сергей Броневицкий уверен, что кроме 6,5 га промзон можно использовать и тысячи гектаров ведомственных территорий. Сейчас они простаивают без дела или используются не по назначению, а бюджет города от этого ничего не получает. Главный архитектор столицы Сергей Целовальник добавляет к этому еще и охранные зоны вокруг старых предприятий. Вокруг них раньше было запрещено строить жилые дома. Но сейчас это можно было бы делать.
Член общественного совета Владимир Жмуцкий в пример приводит Москву. «Там пошли по простому пути: когда сносят промышленную зону, на освободившейся земле строят целостный ансамбль из зданий, подходящих друг другу по стилю. Причем не только, например, жилых зданий, но и всех необходимых объектов инфраструктуры. Создается такой современный сити даже из стекла и бетона, но смотрится очень красиво», — говорит Жмуцкий.
ЗА ГОРОД. Но что делать с промышленными объектами? Некоторые из них до сих пор работают, хотя и ужались. Большая часть помещений отдана под офисы, склады коммерческих структур. А на маленькой территории продолжают собирать мотоциклы или трактора, выпускать фены или газонокосилки. По мнению Владимира Жмуцкого, в столице можно оставить не вредное с точки зрения экологии производство. «Наукоемкое, связанное с электроникой и компьютерами. Потому что в столице готовят квалифицированные кадры для этой промышленности», — считает эксперт.
А, например, такой завод, как «Ленинская кузня», должен уехать в область. Это не значит, что мы отдаем области то, что похуже. «Во-первых, там больше пространства, и нет такого плотной населенности, поэтому место для производства подобрать можно, чтобы не мешать жителям. Например, какой-нибудь машиносборочный завод может отправиться в Ирпень или Клавдиево. Но это спасет умирающие села и маленькие города от безработицы. Людям не придется каждое утро добираться в столицу на нескольких видах транспорта, поэтому разгрузятся дороги столицы, общественный транспорт», — считает Владимир Жмуцкий.
По словам Целовальника, уже есть договоренность с руководством области по размещению некоторых объектов. Например, огромных складов, а также о строительстве новой кольцевой дороги, шести транспортно-пересадочных узлов с паркингами. Все это позволит столице разгрузить свои дороги.
ЦЕНТР. Самая главная задача для столицы — сохранить исторический центр и превратить его в центр туризма. Как считает известный архитектор Георгий Духовичный, инвесторы должны понимать, что в центре Киева, как и в центре Парижа или Праги, невозможно строить новые огромные площади и зарабатывать на них большие деньги. «Они должны сохранить внешнюю оболочку зданий и грамотно их реконструировать, — говорит Духовичный. — Поэтому нужно делать так, как делали архитекторы после войны, восстанавливая Киев. Дом архитектора, например, был построен вокруг уцелевшего музыкального училища, в том же стиле».
Владимир Жмуцкий говорит, что строить высотные здания в центре нужно категорически запретить. «Строить в центре можно только за счет сноса малоценных объектов, но обязательно сохраняя исторический стиль. Никакого бетона и стекла, и никаких высотных зданий», — говорит Жмуцкий.