Главное, что объединяет все успешные городские проекты,— это взаимная любовь. Жителей — к городам, городов — к их обитателям. Детали при этом не так важны. Проекты могут быть более или менее технологичны, могут быть грандиозны, а могут быть локальны. Неизменна лишь любовь. Неизменна и взаимна.
Начну с прозы жизни — мусора. В свое время городским властям Вены удалось уговорить гениального австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера заняться трансформацией мусоросжигательного завода Spittelau в объект современного искусства. Теперь он привлекает туристов, позволяет экологически безопасно избавляться от мусора, а теплом, полученным от горения, отапливает предприятия и жилые кварталы.
В Чикаго чрезвычайно эффективна система e-government (электронного правительства). С ее помощью можно проследить не только за выполнением городского бюджета, но и за такими любопытными штуками, как истории проверок санэпидстанцией любого заведения Чикаго со всеми деталями, включая причины и размеры выписанных штрафов. В несколько кликов каждый интересующийся получает свободный доступ к системе городского управления любого уровня.
От рационального к эмоциональному — на юго-востоке Буэнос-Айреса, где река Матанса-Риачуэло впадает в океан, расположен знаменитый своими академиями танго и командой Марадоны район Ла-Бока. До начала 1990‑х к нему примыкала жуткая территория припортовых складов. Теперь там красуются кварталы Puerto Madero —воплощение мечты о современном городском девелопменте. И неудивительно, ведь для работы над проектом власти привлекли таких грандов архитектуры, как Сантьяго Калатрава, Норман Фостер, Сезар Пелли и Филипп Старк.
Еще один пример удачных трансформаций — в Нью-Йорке, где на путях заброшенной наземной железной дороги была создана парковая аллея длиной более 2 км. Это фактически висячие сады под названием HighLine. Теперь в окрестностях парка идет настоящий строительный бум, и Челси (унылый в прошлом район) получил в свою копилку очередной pointofattraction.
Столица и душа Баварии — Мюнхен — впечатляет феноменальной системой городского транспорта. Она настолько эффективна, что позволяет вообще не использовать автомобиль. Уже не раз Мюнхен побеждал в европейских номинациях на лучшие транспортные решения для городской среды. Нам в Киеве всего‑то и нужно, что начать с разработки корректной транспортной модели города, а не разглагольствовать о скоростных трамваях, раздавая налево и направо новые маршруты для старых маршруток.
И если зашла речь о транспорте, вспомню о городском велопрокате Парижа, система которого покорила меня своим удобством. Велосипедные дорожки и оборудованные стоянки позволяют без малейшего промедления обзавестись двухколесным транспортом, прокатиться до нужного аррондисмана и сдать велик там, где он уже не нужен, поскольку пункты проката разбросаны по всему городу.
Переехав через Ла-Манш, видим другое решение транспортных потребностей европейской столицы. Практичные британцы активно используют карточку-вездеход OysterCard, которая позволяет оплачивать любые виды городского транспорта от метрополитена и автобусов до железной дороги и речных трамваев. Система OysterCard удобна и для горожан (поскольку экономит время и деньги), и для бюджета Лондона (позволяя аккумулировать весьма приличные деньги).
Про Италию мог бы рассказать много чего, но один из самых важных моментов — кристально чистая питьевая вода в ее городах. Да, та вода, что течет из кранов. Даже лучшая в мире пицца делается из теста, которое замешано на водопроводной воде.
Не могу не упомянуть Тбилиси. Его история, традиции, вино и еда влекут к себе в любую пору года. Но сегодня белую зависть вызывает другое — то, как работает местная полиция. Грузинам удалось от насквозь коррумпированной и низведенной до состояния попрошаек шайки мелких злодеев перейти к современной, грамотной и эффективной организации. Ее цель — не штрафовать и наказывать, а помогать городу жить.
И наконец, Львов, где взаимодействие власти и бизнеса позволяют совместно развивать город и делать его одним из самых удобных для жизни. Гуманитарные и образовательные проекты, фестивали, гостиницы и рестораны. Скептикам рекомендую съездить во Львов, а львовянам, любящим покритиковать свою городскую власть, я бы посоветовал погостить в других метрополиях Украины.
В заключение хочу сказать: Киеву сейчас непросто. Но наш город переживал времена и похуже. Киевляне никогда не бросали свой город в беде. И уж точно мы не бросим его сегодня.