проект киевского памятника Высоцкому (в центре)
Знакомые телевизионные работники часто жалуются на слишком малое количество медийных звезд в Украине. Потому, мол, видим в эфире те же надоевшие лица поп-артистов и спортсменов. Новый, хорошо выглядящий, бойко говорящий человек интересной профессии – мечта для обитающего в офисе редактора. Но при работе «в поле» яркие персонажи встречаются журналисту на каждом шагу. Даже по двое. Будущими телезвездами и героями светской жизни, молодой заменой Пинчуку и Пояркову, показались мне Андрей и Пётр Озюменко, 29-летние братья-близнецы, в четыре руки ваяющие интерьерные скульптуры и уличные памятники.
Озюменко в мастерской
Место действия – у Караваевых дач. Невзрачное кирпичное здание, сквозь стекла видны мужские бюсты. На первом этаже обитают скульпторы, на втором – художники и графики. Андрей и Пётр снимают мастерскую у советского классика Винайкина, автора нескольких десятков лениных и неизвестных солдат. Приветливы, артистичны и разговорчивы – секундную паузу старшего своей репликой всегда закроет младший. «Боженька все правильно сделал. Скульптору часто нужна помощь: бронзовую фигуру передвинуть, гипсовые подставки на выставку принести. Вдвоем удобно», - шутят так.
Они выглядят настоящими young professionals. Молодые, голодные до успеха, но уже вполне состоявшиеся. Сейчас Озюменко могут себе позволить не работать на заказ и отказываться от халтур вроде отливки рукояти для авторской сабли или восстановления элементов антикварных каминных часов. Теперь они сами придумывают, лепят, отливают в бронзе и представляют в галереях очень недешевые скульптуры классических форм. Петру и Андрею нравятся реалистичные, богатые деталями, роскошные фигуры. Как можно легко догадаться, владельцам многоэтажных особняков-замков они нравятся тоже.
незавершенная работа
В начале июля братья Озюменко победили в проводимом Шевченковской районной администрацией конкурсе проектов памятника Владимиру Высоцкому 17 других скульпторов. Тех, что постарше и поизвестней.
Как скульпторы вообще узнают о подобных конкурсах?
Раньше Союз художников трубил в трубы всем советским скульпторам: начинается конкурс, давайте участвуйте! А сейчас только верхушка Союза знает, где и когда памятники ставятся. Но на конкурс памятников Высоцкому нас пригласила галерея «Раритет-арт», с которой мы сотрудничаем.
Кем определялись победители?
Классно, что его называли сами киевляне. Была выставка, была книга отзывов, было голосование в Интернете. Наши конкуренты выставились в пластилине – это такой сырой материал, не дающий полного представления о скульптуре. А мы сделали Высоцкого в гипсе, затонировали (смотрелось очень стильно) и забыли об нём. Только на закрытии выставки выяснилось, что победили с гигантским отрывом.
Как думаете, почему выбрали вас?
Обязательное условие было одно – чтоб Высоцкий стоял с гитарой. Дальше – творчество. Мы с братом – коренные киевляне, сделали как для себя. А то есть в Киеве памятники, рядом с которыми стыдно признаваться в том, что сам скульптор. Наши конкуренты, маститые дядьки, показали проекты с кучей аллегорий. Высоцкий, теряющий крылья. Порванные струны. Высоцкий взлетает в небо, отвергая советскую власть. Гитара вырастает из Высоцкого, как рвущаяся из него поэзия. Какие-то подсветки галогеновые, мониторы… А мы взяли и сделали просто Высоцкого. И все ахнули.
Смотрели фото в Интернете, шикарные. Но когда Высоцкий берет гитару в руки, она его перерезает напополам. Гитара – и ноги торчат. Она получается на первом плане, а Высоцкий на втором. Поэтому гитару опустили вниз. Зато одежка реальная! Ему Марина Влади из Парижа таких вещей привозила… Таких джинсов и курточек в Советском союзе точно не было. Супердефицит!
Андрей, Владимир Семенович и Петр
Мы видим последний вариант или будут изменения?
Вообще-то, Высоцкий курил много «Винстона». И мы ему в руку дали сигарету. Сказали убрать. Согласен, не надо популяризировать курение. Потом, видишь, у него тут под курткой гольф и рубашка. Надо что-то одно выбрать. Наверное, гольф уберем. У него шикарная шея, с такими венами, можно классно слепить.
Сколько будет стоить памятник?
Он будет высотой 2.18 – 2.20 метра. Это античная пропорция. Когда вы ставите реального человека на площади, он кажется тростиночкой. Поэтому нужно делать размер «натура с четвертью». Тогда издалека смотреться будет, как настоящий. На заводе нам сказали, что отлить такую фигуру в бронзе будет стоить 30 тысяч долларов. Это только их работа.
Кто платит?
Глава Шевченковского района Пилипишин на свои это все организовал. Мы даже предложили найти и указать на табличке каких-то спонсоров, если денег не хватает. Он сказал, что не надо, все сделаем сами. Деньги из бюджета на это тоже не выделяются.
Где будет стоять памятник?
Это определяет архитектор из Шевченковской администрации. Там на Воровского есть бульварчик, напротив руин Сенного рынка. Мне кажется, памятник должен стоять посредине. Думали, на Львовской площади, но там будет выход из метро «Львивська брама»... А на бульварчике хорошо. Ближе к дому, где жили дедушка и бабушка Высоцкого. Он вообще там гулял со своей женой первой! Думаю, еще должна быть запланирована какая-то инфраструктура, чтобы вечера памяти, концерты проводить.
улица Воровского, место для Высоцкого
где-то здесь он и станет
Какие сроки?
2008 – это год, когда Высоцкому должно было бы исполниться 70 лет. Хотелось бы все сделать до его конца. Бухгалтерия вся будет оформлена в ближайшие дни. Мы делаем смету, договариваемся о камне, узнаем стоимость бронзы. А потом понесем бумажку в Шевченковскую райадминистрацию.
Что потом?
А потом мы будем приступать. Вот у нас тут есть вращающаяся тумба, её выдвигаем. Ставится глаголь, на глаголе варится каркас. Лепится памятник в натуральную величину из глины. У нас тут люк, под ним – полторы тонны. Глина твердеет, приходит комиссия, говорит «ооо!» Потом фигура заливается кусками гипса: портрет, ноги, гитара и т.д. Куски разбираются и везутся на комбинат. Это частная фирма, работает по американской технологии. В привезенные формочки там заливают технический воск. Это суперкачественный метод, передаст даже отпечаток пальца. Дальше восковая форма обмазывается, грубо говоря, цементом. Он засыхает, дается температура, воск вытекает. В оставшуюся от него дырочку заливается бронза. Потом цемент разбивается, а внутри остается бронзовый листик. Между собой их сваривают аргоном, чтобы швов не было. Всё.
«Наш Киев» в свое время составил рейтинг самых нелепых киевских памятников. Какие из них вам нравятся, а какие нет?
Нравится Щорс. Это шедевр. Он лепился в пластилине! Сделан идеально – там видно все, вплоть до стежков. Очень нравится Родина-мать. Въезжаешь в Киев, и вдруг из-за холма вылазит титан. Иностранцы должны падать! На колени, варвары! Многие Родину-мать не любят. Но уберем мы сейчас её, и на том месте завтра будет стоять казино или небоскреб-свечка в 2 раза выше. Кий, Щек, Хорив, Богдан Хмельницкий, Владимир с крестом, Шевченко напротив Университета – это всё роскошь, лицо города. А что не нравится… Нам учитель говорил: монументалисты – это скульпторы, которые лепить не умеют. Убирают детали, делают цельнее, обобщают, пока прохожий не скажет «да я так тоже смогу!» Вот памятник пограничникам недалеко от Золотых ворот – это самый-самый монумент. Монументалисту ни стремена не нужны, ни уздечка. А казаку? («Наш Киев» - мнение редакции совпало с мнением профессионалов).
памятник Защитникам границы Отчизны всех поколений в Золотоворотском проезде