В чем суть?
Суть в том, что на сайте «Подорожников» горожане, перемещающиеся на собственных автомобилях, ищут себе пассажиров-попутчиков, а «безлошадные», соответственно — попутчиков-водителей.
Это, прежде всего, взаимовыгодно: пассажир едет в комфорте и в приятной компании за деньги гораздо меньшие, чем те, которые пришлось бы отдать за такси, а водитель получает компенсацию за сожженный бензин, и, опять же, компанию. Ну и просто люди делают друг другу доброе дело, попутно лишая монополии переполненный городской транспорт и таксистов, порой теряющих совесть в погоне за наживой.
Наконец, это экологично: чем больше горожан будут вот так кооперироваться между собой, тем более рационально будет использоваться транспорт, и тем меньше — переполняться улицы, загрязняться воздух и т.д.
Почему это не «западло»
Потому что это не «западло» для жителей гораздо более богатых, чем Киев, европейских и американских городов. Там, будь ты сколько угодно зажиточен и имей какую угодно дорогую машину, никто не скажет, что ты «нищебродствуешь», если тебя увидят в метро. Это ведь разумно — передвигаться по центру города в подземке или на автобусе, а не щимиться в него непременно на собственном авто, создавая заторы, перегружая парковки, загромождая обочины и тротуары.
То же самое и с культурой «подорожничества». На Западе, где машина — средство передвижения, а не демонстрации своего статуса, это явление гораздо больше распространено, чем в небогатой Украине. Там «car pool» — это целое движение: чередуясь по дням, люди по очереди берут на себя роль водителя, подвозя друг друга на работу или детей соседей/коллег — в школу/садик вместе с собственными. Пора уж и нам избавляться от этой глупой позы: «лучше буду стоять в пробке, опаздывать и жечь бензин, но зато — в своем авто!».
«Едешь один - везёшь Гитлера!». Американский агитационный плакат времен Второй Мировой войны, призывающий автовладельцев экономить бензин и вступать в клубы совместного использования автомобилей.
Как это работает
Все очень просто: на сайте «Подорожников» первым делом ставите отметку о том, кто вы сегодня — водитель или пассажир, и вписываете нужный вам маршрут (можно не только по городу, но и по Украине, и за пределами ее). При необходимости уточняете детали (например, водитель со своей стороны может потребовать от пассажира «не курить», «не перевозить животных» или, наоборот, указать, что «есть место для багажа» и т. п.), и, конечно, указываете сумму, которую хотите получить / готовы заплатить. Считается общепринятым принцип, что для маршрутов длиной до 50 км пассажир оплачивает стоимость топлива, потраченного на поездку; если же маршрут длиннее, расходы на топливо разделяются между пассажиром/пассажирами и владельцем авто. Это базовая форма расчета, но не обязательная — как договоритесь. После поездки желательно оставить отзыв о попутчике на сайте — для, так сказать, контроля качества.
Личный опыт
Анна Ли, проюсер в продакшн студии «23/32»:
«Я рада, что в Украине появились такие сервисы как podorozhniki.com с хорошим, довольно удобным сайтом. В Европе давно распространена эта тема: ищешь попутчика, делишь с ним расходы на бензин, едешь с комфортом в автомобиле, а не трясешься в автобусе, к примеру. Мы прошлым летом никак не могли подобрать подходящий поезд, чтобы добраться из Мюнхена в Венецию, решили проверить сайт mitfahrzentrale.de. Нашли там мальчика, который работал моделью для Abercrombie & Fitch, но у него в машине свободным было только одно место, а нас четверо. Жаль, мы так хотели посмотреть на него.
Зато «Подорожники» выручили нас во время каких-то праздников, когда все ж/д билеты раскупили, а нужно было срочно вернуться из Сум в Киев.
На сайте есть удобные фишки: можно указать стиль музыки, который ты любишь слушать, наличие багажа, курю / не курю, люблю поговорить / предпочитаю тишину. Бывает, конечно, такое, что джаз – понятие растяжимое, но уже спасибо, что не шансон в междугородней маршрутке.
Минус – никто особо не занимается популяризацией этого сервиса среди молодежи в социальных сетях, например. А зря».
Ну вот, собственно, мы в этой статье и занимаемся. Потому что считаем такую форму самоорганизации горожан в высшей степени полезной, и чем популярнее будет этот сервис, тем больше пользы городу.
Аналогичные сервисы:
«Попутка»
«Автостоп»
«Попутчики, путешествия, вписка, автостоп»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Печеньки от дальнобойщиков, или Автостоп для начинающих
Как поехать за бугор не за свои кровные: программы обмена и стажировки
Каучсерфинг: ваше место на диване в любой точке мира
Бесплатные пешие туры по Киеву: удивительно, но факт
Airbnb: сдай свою квартиру иностранцу или сними в любой стране мира
Следы праздника на футболке: первая в Киеве instagram-полиграфия