Восточная каллиграфия
По части китайской каллиграфии ликбез мы получали во Всеукраинской ассоциации традиций и культуры Китая. Занятия там ведет мастер Му Юйчунь – как несложно догадаться, китаец по происхождению.
Стены небольшого классного помещения увешаны работами признанных мастеров-каллиграфов и познавательными табличками с основами китайской грамоты. Здесь говорят, что каллиграфия – универсальное занятие, подходящее человеку любого пола, возраста и рода деятельности.
Художник-керамист Стелла занимается здесь уже два года. В ответ на вопрос, чему можно так долго учиться, она объясняет: «Традиционно на Востоке каллиграфия считается искусством даже более высоким, чем живопись. Там ты можешь считаться мастером своего дела, если посвятишь обучению этому виду письма не менее семи лет. Так что мы тут все еще «зеленые».
Каллиграфия – это не просто красивое письмо. Это своеобразное искусство, неотделимое от живописи (т.к. часто включает в себя ее элементы и наоборот) и даже ушу. И каллиграфия, и ушу являются в первую очередь энергетическими практиками.
Как мне объяснили, иероглиф – это не просто знак, а архаический символ, сочетающий в себе глубокую философию и эстетику; отображение древних, глубинных знаний о человеке и природных процессах. Восточную каллиграфию можно рассматривать в том числе и как способ медитации.
Если опуститься с небес на землю и поискать практическое применение этому занятию, то вот оно: картины-иероглифы среди понимающей публики считаются немыслимо красивыми и стоят баснословных денег, если выполнены рукой мастера. Хотя на создание одного такого полотна может уходить всего 10 – 15 минут (если, конечно, не считать предшествующих долгих лет обучения).
Можно вообразить, что спустя пару занятий ты уже будешь мастерски выписывать красивые иероглифы. На самом деле, пару-тройку месяцев нужно будет посвятить изучению основных черт, из которых состоят иероглифы (всего этих черт восемь), а только потом переходить к жалким попыткам изобразить что-то целостное.
Попробовав на практике изобразить самый простой элемент – всего лишь черту, изображающую единицу, - я поняла, что все не так-то просто. Тут тебе и руку правильно держи, и нажим кисти контролируй, и еще куча всяких правил и требований, которые нужно соблюдать.
Для работы каллиграфы применяют так называемые «четыре драгоценности»:
- - Тушь (в идеале - сухая);
- - Подставка, в которой эта тушь разводится;
- - Бумага (по правилам – рисовая, но в качестве черновика можно использовать любую удобную);
- - Кисть.
Видимо, под влиянием моды так сложилось, что восточная каллиграфия у нас более популярна, нежели кириллическая. В столице курс восточной каллиграфии предлагают пройти здесь:
Всеукраинская ассоциация традиций и культуры Китая - занятия по субботам длительностью 3 часа, плата - 100 грн. за занятие.
Центр развития и творчества «InnerArt»- есть отдельно детские курсы (2600 грн.) и взрослые (3600 грн.). Занятия проходят два раза в неделю по 1,5 часа.
Чайный клуб «Храм Неба» – занятия проходят по субботам, цену уточняйте.
Кириллическая каллиграфия
С этим видом творчества все почему-то очень печально. Курсы можно пройти у частных преподавателей, в программе художественного училища (предварительно в это училище поступив), либо в контексте курсов, скажем, графического дизайна (например, такие курсы предлагает «Европейская школа дизайна» .
Казалось бы, для чего это вообще нужно?
На этот вопрос нам отвечал художник-каллиграф Юрий Антонов, основатель Всеукраинского фестиваля каллиграфии и типографии «Рутения»:
«Понятно, что с проблемой шрифтового оформления сейчас успешно справляется Photoshop и другие специальные программы. Однако во все времена всегда больше ценилась ручная работа, авторские исполнение, индивидуальное творчество. Каллиграфия – тот вид визуального искусство, который высоко ценится в арт-среде, тем более что профессионалов этого дела в нашей стране не так уж много, буквально пара десятков человек».
Применение у каллиграфии сейчас, безусловно, утилитарное – она решает вопросы дизайна, оформления печатных изделий. Но все же, в первую очередь, это искусство, восходящее к религиозному письму, а также вызывающее ассоциации с творчеством Серебряного Века и т.д.
Сам Юрий обучался каллиграфии в художественном училище, а сейчас развивает и практикует свое мастерство самостоятельно, выполняя творческие заказы, организовывая курсы и фестиваль.
Инструменты для работы здесь несколько отличаются от тех, которые я видела на курсах каллиграфии китайской. Помимо туши, кисточек и бумаги (которая здесь должна быть как можно плотнее), используется еще несколько разновидностей перьев, рейсфедеры, маркеры.
Юрий владеет в равной степени правой и левой руками, и в качестве примера он изобразил название нашего портала в обыкновенной и зеркальной формах: