Сотрудники музея решили отметить праздник любимого детища открытием выставки художника-анималиста  Геннадия Гликмана, который в свое время подарил музею немало картин. К сожалению, сам художник до открытия своей персональной выставки в стенах музея не дожил.

Современники Гликмана вспоминают, что художник всегда ходил в пиджаке и никогда не выходил из дому без карандаша и блокнота. Уникальность его работ в том, что изобразив на листе бумаги кляксу, художник распознавал в ней то или иное животное и «дорабатывал» ее, дорисовывая недостающие детали – где лапы, где уши, а где - хвост.

«Нашему Киеву» удалось поздравить с днем рождения музея его заведующего – Доктора биологических наук Евгения Писанца и задать ему пару вопросов.

НК: Евгений Максимович, с какими итогами музей подошел к своему девяностолетию?

Сейчас Зоологический музей насчитывает около миллиона фондовых коллекций, причем, некоторые из них еще даже не обработаны, потому что попросту не хватает специалистов. Каждый образец должен иметь свою этикетку, на которой должно быть указано видовое название, когда и где образец был добыт и т.д. Самое сложное и важное – определить видовую принадлежность. У нас работают всего полтора десятка научных сотрудников со степенями, которые занимаются каждый своей группой, а по многим группам специалистов  попросту нет. Поэтому и лежат некоторые материалы «до лучших времен». Например, одних только насекомых более миллиона видов, это - десятки тысяч разных групп. Специалист по одной группе досконально знает 30-50, иногда до 100 видов. Знать больше – просто невозможно физически. Так что, есть экземпляры, которые хранятся в формалине еще с 1848 года.

НК: Возникает вопрос: в чем ценность этих коллекций, зачем они нужны?

Информация об окружающем нас мире может быть выражена в научных публикациях, в полевых записях исследователей, но все это - сугубо индивидуально. А коллекции – это единственные объективные реальные предметы, которые могут служить носителями информации о животных или растениях. Какого они размера, цвета, где были пойманы, когда, в каких биотопах. У нас есть коллекция бурых лягушек, которая была собрана в начале века профессором Браунером в районе села Антоновка, Херсонской области, возле устья Днепра. Сейчас эта популяция на том месте уже исчезла, потому что разросся дачный поселок. Так что, коллекции нашего музея – это культурное наследие, десятки тысяч киевлян и гостей столицы буквально «выросли» в этом музее.{google}

НК: Планируются ли новые экспозиции?

На все нужны деньги. Музей находится на балансе НАН Украины, которая в свою очередь, финансируется Кабмином, то есть, является бюджетной организацией. Одна из основных задач, которая стоит перед нами – сохранить то, что есть и, по мере возможности и необходимости, проводить реконструкцию каких-то объектов, залов.

НК: Тяжело ухаживать и сохранять экспонаты? Ведь многие не изменились со времен моего детства…

Как храним? Протравливаем чучела и «витрины» специальными инсектицидами два раза в неделю. У нас есть чучело зубра из имения графа Потоцкого – ему около 150 лет. А вообще, сейчас в мире множество новых методик. Начинают использовать синтетические материалы для изготовления рыб, земноводных. Я видел муляж жабы и, как специалист, не смог отличить его от настоящего чучела. У нас в Киеве есть высококлассный специалист-таксидермист Александр Легкобыт. Чучело рыси и дымчатого леопарда в зале млекопитающих – его рук дело. Это работы мирового уровня. Недавно мы изготовили диораму со снежным барсом, так что стараемся идти в ногу со временем.

В тему

Время работы: 10:00-17:00, выходные — понедельник, вторник

Адрес: ул. Богдана Хмельницкого, 15

Телефон: 235-01-85