«Гражданская мэрия Киева», которая будет круглосуточно отслеживать проблемы города и нарабатывать пути их решения, обосновалась на третьем этаже ТЦ «Глобус» (третья линия) у стеклянной стены, открывающей вид на Майдан Независимости. А также и наоборот – на сотрудников альтернативной «администрации» за работой.
- Каждый может убедиться, что здесь без перерыва и выходных идет работа, – объясняет Сергей Щелкунов, активист и управляющий работой администрации.
Этот проект гражданских активистов помогло реализовать «Украинское объединение патриотов – УКРОП» и лично кандидат в мэры Киева Геннадий Корбан.
Представители УКРОПа настаивают на том, что «прозрачность» альтернативной администрации не исчерпывается стеклянными стенами офиса, но говорит, прежде всего, об инновационных методах управления городом.
Самоуправление за стеклянными стенами
По словам Геннадия Корбана, нынешняя форма администрирования Киева – это рудимент советской системы, имеющий мало общего с эффективным руководством.
- Чиновники управляют территорией и зданиями, на этом построена вся система городской власти. В этом ее приоритет и цель деятельности, - убежден кандидат в мэры. - Тогда как надо решать вопросы реальных людей, жителей Киева.
Жалобы киевлян, как и решения проблем, «теряются» на пути от кабинета к кабинету, считает Корбан, чему способствует даже специфика здания администрации:
- Вы представьте, сколько там кабинетов, коридоров, приемных и секретарей! Передача вопроса из одного отдела в другой может занимать несколько часов, ведь порой на дорогу по этим лабиринтам и ожидание в приемной уходит минут сорок…
Массивному, устаревшему (и технически и морально) зданию КГГА в УКРОП предлагают противопоставить прозрачный современный офис.
Киеву хватит 40 профессионалов?
Реформы, по мнению Корбана, должны коснуться не только здания киевской администрации, но и всех ее управленцев.
При создании «Гражданской мэрии Киева» образцом служил городской аппарат Рио-де-Жанейро в Бразилии. Там решением проблем более чем шестимиллионного мегаполиса занимаются всего 400 профессионалов-управленцев. Киеву, полагает Корбан, достаточно сорока.
Эффективная мэрия, по мнению Корбана, предполагает слаженную работу четырех десятков сотрудников, каждый из которых будет отвечать за свою сферу жизни города – озеленение, состояние подъездов, утепление детских садов и т. д. Еще двести человек должны будут «собирать проблемы в полях», то есть непосредственно заниматься поиском и изучением «больных» городских вопросов и общаться с жителями.
Два отдела вместо двадцати
Структура «Гражданской мэрии Киева» - это два отдела: колл-центр, принимающий вопросы от киевлян (в том числе в телефонном режиме), и операционный центр, где эти вопросы анализируются и обрабатываются, а также дискуссионная площадка. К сожалению, пока нет возможности убедиться в эффективности «бразильского» подхода, так как альтернативный орган самоуправления не имеет реальных полномочий.
Однако киевляне уже могут обращаться сюда – и даже рассчитывать, что их просьба будет в правильной форме донесена в нужные департаменты КГГА. Ведь часто проблема возникает уже на этапе составления заявления или подачи жалобы. С этим сотрудники «Гражданской мэрии» готовы помогать в любой момент.
Кстати, если бы в столице реально заработала мэрия в формате, предложенном Корбаном, пришлось бы ликвидировать все департаменты и провести масштабные сокращения чиновничьего аппарата.
Спешите жаловаться!
Работа «прозрачной мэрии» полностью компьютеризирована. В офисе даже установлены веб-камеры и можно наблюдать за ее работой с экрана домашнего компьютера или мобильного телефона в любое время суток.
- Мы также планируем проводить тут встречи с экспертами-урбанистами и собираемся пригласить других кандидатов в мэры – но не для дебатов, а для дружеской дискуссии о проблемах города и вариантах их решения , - резюмировал Геннадий Корбан.
По словам Сергея Щелкунова, сегодня в «прозрачном офисе» работают около 15 сотрудников. Большинство – на добровольных началах: принимают звонки от киевлян, помогают советом по правильному составлению заявлений и дают общие рекомендации. Но есть в офисе и узкопрофильные специалисты, которые дают профессиональные юридические и другие консультации. «Гражданская мэрия Киева» работает в режиме нон-стоп – даже ночью там дежурят сотрудники колл-центра.