Цифры: что в Киеве с велосипедами

Велосипедная культура в Киеве развивается. Это можно заметить довольно легко. В основном, по людям на шейринговых байках, которые норовят сбить прохожих на тротуарах. А если серьезно, количество велосипедистов за последние несколько лет увеличилось в разы. Тем не менее какой-то конкретной информации и подсчетов все еще не существует. НК пообщался с велоактивисткой Анной Даниленко. Она объяснила, почему с этим вопросом в Киеве вечные непонятки и рассказала немногие известные данные.
горожан ездят на великах
(но это не точно)
0,2%
увеличилось количество велосипедистов после карантина
2,5 раза
комплексный маршрут на весь Киев
1
велодорожек, но с нюансами
100 км
с участием велосипедистов за 2020 год
13 ДТП
велосипедов в прокатах
3000
людей на велопраздниках
7 тысяч
Что с ассоциацией
Их количество увеличивается
С карантином количество людей, которые пользуются велосипедами и электросамокатами, увеличилось в два с половиной раза. Остановив общественный транспорт, город сделал для развития этого движения больше, чем за последние 15 лет. Мы узнали, что велотранспорт востребован и для него необходима инфраструктура. Еще появилась проблема, что сейчас велосипеды быстро раскупают и спрос превышает предложение.
Полтора маршрута
Единственный комплексный маршрут — это «Троещина — Центр». Он проектировался комплексно и, с его помощью, можно плюс-минус безопасно добираться. Второй комплексный маршрут — это «Соломенка — Центр». Он проектируется уже три года, но процесс очень затянут. Изначально его планировали построить еще в 2020 году, тем не менее маршрут еще проектируют, какие-то вещи не увязываются. Но на него есть деньги и команда, которая над ним работает. В этом году начнут его строить, потратят около 30 миллионов гривен.
Велодорожки
«Велосектор» говорит, что сейчас в Киеве 100 километров дорожек. Но там очень смешные подсчеты. По велодорожке ведь можно проехать в две стороны, так что считают ее два раза. Можно еще включить сюда полосы общественного транспорта, по которым велосипедистам тоже разрешили ездить. Но я бы не записывала это в велосипедную инфраструктуру, потому что это временное решение и оно небезопасно для велосипедистов. Это хоть что-то, но не настолько, чтобы записывать.
Как часто происходят ДТП
Велосипедистов становится больше. И количество ДТП с их участием тоже возрастает. В прошлом году было пять летальных случаев и кажется еще восемь случаев травматизма. В этом году мне известно о двух случаях. Первый произошел за Киевом, когда погибла девушка. А второй — это пользователь шейрингового велосипеда упал с него. Причина пока неизвестна, идет следствие. Велосипедист, которого сбили в районе Пущи-Водицы вообще не ехал. Он стоял с велосипедом. Но там серьезные травмы и очень плохие прогнозы.
В принципе, мы говорим, что даже общая ситуация с безопасностью на киевских дорогах плохая. Гибнут, в большинстве своем, пешеходы. В прошлом году было убито 62 человека. Из них 32 на пешеходных переходах. Ты можешь стоять на тротуаре, вообще ничего не делать, а в тебя прилетит машина. У нас сейчас ничего не делается для инфраструктурной безопасности. Начали обустраивать «островки», но не так много как хотелось бы. Камеры тоже показывают эффективность, но их очень мало.
Прокат велосипедов
Сейчас работают три тысячи шейринговых велосипедов и к ним прибавилось пять компаний шейринговых самокатов. То, что сервис популярен, видно по количеству людей, которые им пользуются. Это действительно помогает объезжать пробки и работает как полноценный транспорт. За три года к ним все привыкли и без проблем юзают.
Что с ассоциацией
Ассоциация велосипедистов перестала работать с низовыми инициативами и слушать людей. У нас была общая работа по Крещатику, но они слили ее результат. Теперь там должны сделать двухсторонние велодорожки. А это такая же фигня как на Бажана или проспекте Победы, которую в Киеве делали десять лет назад и уже понятно, что это неэффективно. Люди, проходящие там, будут мешать нормально ездить.
Количество активистов увеличивается. Люди понимают что нужно нормально ездить и развивать эту инфраструктуру. Они пишут обращения, приезжают на митинги, активно думают как это все сделать.
Велосипедные ивенты
В Киеве есть несколько хороших гонок и парадов. Они появились давно и стали частью городской велосипедной культуры. Но я не вижу, чтобы за последние 1-2 года появлялись новые ивенты. Возможно, это из-за карантина. Вообще, такие мероприятия важны для велосипедистов и все их очень ждут. Например, на Велодне было порядка 7 тысяч людей. Это действительно важно, собираться и проводить такие праздники. Скоро планируем организовать еще 2-3 ивента. И, может, когда-то дорастем до того, чтобы сделать конференцию.
Сколько велосипедистов в Киеве
Таких цифр у нас нет. КГГА не очень хорошо работает с данными и никто не делает подобные замеры. Тем не менее можно посмотреть, сколько людей пользуются велосипедами. Такая работа проводилась, когда создавали транспортную модель. Для этого опросили 1% киевлян и пришли к выводу, что в 2015 году велосипедом регулярно пользовались 0,2% городских жителей. Еще считали количество людей проезжающих мимо одной точки. Это позволяет увидеть динамику, узнать выросло ли количество велосипедистов. Но в этом году так не делали, поэтому сложно говорить о каких-то цифрах. Соответственно, с этим сложно работать.