Слабо и несмешно? Настя Дерская развенчивает мифы об украинском стендапе и объясняет, почему его нельзя сравнивать с зарубежным
Слабо!
Несмешно!
Почему не Луи Си Кей?

Если вы когда-то говорили или слышали такие высказывания об украинском стендапе — shame on you, ребята. Украинский стендап живой и только начинает набирать обороты. И это не наши выводы.

Посмотрите на комедию изнутри, глазами стендап-комика Насти Дерской. Вы узнаете, почему в Украине пока нет великих комиков, как предубеждения мешают развитию стендапа, и можно ли решить проблему с юмором, который не понравился.

Настя Дерская
стендап-комик

О популярности украинского стендапа

Комики постоянно находятся в информационном поле. Мы крутимся в тех кругах, где занимаются юмором. Но слышимость стендапа в целом по стране маленькая. Мы далеки от момента, когда можно будет спросить любого прохожего «А что такое стендап?», — и получить внятный ответ. Остальная популярность держится на чистом энтузиазме. Но украинский стендап активно осваивает Ютуб. Например, на канале Подпольного стендапа уже больше 50 тыс. подписчиков, а самое популярное видео канала набрало более полумиллиона просмотров.

Зрители украинского стендапа — это люди, которые до этого смотрели западный и русский стендап. По началу, аудитория — это ближайший круг самого комика. Несмотря на то, что билеты на вечеринки стоили копейки, собрать людей было тяжело. Помню, как мы выступали в заведении, куда от силы вмещалось 20 человек.

Чуть позже мы стали собирать уже около 50-70 человек. Самым большим концертом, по тем временам, был зал на сто зрителей. Сейчас проходящая вечеринка стендапа собирает около сотни человек. Большие концерты — от 400 до 800 человек. Самая большая площадка, которую я помню — 3 тыс. человек. Это был стендап фестиваль в Летнем театре в Одессе.

Культура стендапа сама по себе барная. Наши будни — это выступление в каком-то пабе, где сидит полсотни человек. Но есть большие отчетные вечеринки, так же комики собирают большие площадки на сольники. 

Стендап — камерный жанр. Норма для нас — это много выступать в уютных маленьких точках.

До локдауна в Киеве проводилось несколько стендап-концертов каждый день. Например, моя подружка посчитала, что на 8 марта в столице проводилось 24 стендап-вечеринки. Значит, спрос есть.

 

О стендапе как профессии и отсутствии индустрии комедии

Я не шла в стендап с четким представлением того, как я построю карьеру. Это было то, чем просто хотелось заниматься. Что тогда, что сейчас у комиков, помимо стендапа, есть другая занятость. Востребованные стендаперы на деньги, которые получают с выступлений, могут вести нормальную жизнь, но не обеспеченную. Поэтому комедия изначально не воспринималась мной, как шанс построить карьеру. Интересно, что даже сейчас комики, которые приходят в стендап, думают, что они начнут сразу же зарабатывать деньги. Но это наивная позиция.

Шесть лет назад, когда я пришла в стендап, были какие-то поиски себя. Я думала, в чем я могу реализоваться. У меня не было за спиной юмористического опыта, как у других комиков. Поэтому от себя я не ожидала многого. Но через год-полтора, когда у нас появились платные концерты, я была в шоке от того, что мы уже собираем свою аудиторию. Нельзя было даже предположить, что когда-то мы будем делать много вечеринок, как сейчас.

Со временем стало понятно, что стендап — это то, чем я бы хотела заниматься всю жизнь. Тогда стал вопрос о перспективах. Плохо, что в Украине нет индустрии комедии. Но ее нет не потому, что нет комиков. А потому, что нет самой системы. Есть комики, которые отвечают за творческую часть. Но должны быть и продюсеры, организаторы, люди, которые смогут стендап масштабировать. Конечно, каждый комик старается сам себя пиарить. Но глобально так быть не должно. Стендап — это большой и серьезный проект. Ему нужна поддержка и популяризация.

 

Почему нельзя сравнивать украинский и зарубежный стендап

Украинский стендап действительно сравнивают с русским или американским, но, как по мне, это очень странно. Стендап в Украине — невероятно молодое явление. Он держится на морально-волевых. У нас нет инвесторов, поддержки телевидения, масштабного проекта, который бы заявил во всеуслышание о существовании жанра как такового. Все, что у нас есть — это кучка энтузиастов, которые самостоятельно организовывают живые выступления. И при таких исходных развитие, которое случилось, выглядит феноменальным.

Учитывая контекст, меня возмущает сама идея сравнения украинского стендапа, который находится в самом начале своего развития, с американской индустрией, которой порядка 70 лет. Для американского комика есть социальный лифт. Есть возможность зарабатывать концертами, есть отдельные шоу, которые помогают сделать твоё творчество публичным. В США есть площадки, где ты можешь продемонстрировать свой юмор. На это есть запрос как таковой. В Украине таких возможностей нет.

То же касается русского стендапа. Там есть индустрия, инвестиции и промо. Первый сезон шоу Stand Up на ТНТ писался год или два. У комиков была ставка. Они каждый день писали материал, чтобы сделать крутой сезон.

Сравнивать нас и их — это как ровнять маленькое крафтовое производство и Nike. В Украине немного людей знают о стендапе, и еще меньше им занимаются. В таких условиях мало шансов на то, что у нас появятся великие комики. Нужно значительно больше времени и людей.

Я не согласна с тем, что в Украине нет хорошей комедии. В Украине она есть. Просто есть понятие авторитетности. Зритель смотрит стендап Нурлана Сабурова и доверят ему. Он знает, кто это, видел его по телеку. Юмор Сабурова для него — авторитетен. А какой-то украинский стендапер, которого ты видишь первый раз, может вызывать отторжение и недоверие. Это еще одна ступенька сопротивления для украинской комедии.

Создается впечатление, зачем вообще нужна локальная культура? Если есть всемирно известные комики или хорошо известные на территории СНГ, зачем давать шанс каким-то неизвестным украинским типам? Но в этом и штука, что и американская, и русская комедия — она о реалиях, в которых мы не живем. Да, они в чем-то похожи. Но по-настоящему столкнуться с юмором о том, в чем мы здесь живем, можно только если его создали те, кто живет в тех же обстоятельствах. В этом и прелесть стендапа. Это честный жанр, невыдуманная история. И, по-моему, это отличная возможность прийти и посмеяться о чем-то близком. И, возможно, что-то переосмыслить. 

 

О влиянии телевидения на комедию

Телевидение сейчас не в лучшей форме. Зрители есть, но потребности общества не удовлетворяются. Создается ощущение, что украинское телевидение видит своего зрителя пожилой женщиной в бигудях. Но существует другая аудитория, которая хочет чего-то нового.

На телевидении делаются отдельные попытки показать стендап массовой аудитории. Но он встречает сопротивление, потому что почва для этого не подготовлена. Например, есть #ГудНайт Шоу (транслируется на телеканале 1+1 — ред.). Это не классический стендап, но близок к нему. Многим шоу нравится, но многие воспринимают его предвзято. Зрители привыкли видеть только Валерия Жидкова (автора студии «Квартал-95» — ред.), а тут на сцену выходят еще какие-то лица, которых они не знают. Это создает атмосферу недоверия.

Поэтому, чтобы раскрутить жанр, надо проделать огромную работу. Нужны продюсеры, люди, которые будут развивать узнаваемость стендап-комиков. В стране нет профессионалов, которые знают, как раскручивать стендап, как его снимать. Ведь стендап отличается от обычных юмористических концертов. 

А пока там, где можно пройтись трактором, мы ходим с сапкой.

Мне кажется, с точки зрения организаторов, комедия — один из самых окупаемых жанров. Он менее затратен для проведения. Есть разница — привезти одного артиста, который сделает часовое шоу, — или везти целую труппу. Хотя бы с точки зрения финансовой прибыли стендап выгоден. Но пока никто не хочет заниматься тем, что принесет прибыль не сейчас, а через 5 лет.

Об отличиях украинской комедии

Украинский стендап очень самобытный. И это его большой выигрыш. В России было влияние телевидения, поэтому произошла некая стандартизация юмора. Он стал простой, бытовой комедией с плотным количеством шуток. Но это все поверхностно.

В Украине подобного влияния не было. Поэтому у нас появилась разная комедия: простой юмор, комедия наблюдений, политическая сатира, глубокий стендап, где больше мысли, чем шуток. Нет одного слова, которым можно было бы описать украинскую комедию.

У каждого комика есть конкретная аудитория и тематика выступлений. Есть множество стендап-клубов со своим уклоном. Где-то продвигают больше литературный юмор, где-то — супер жесткие темы и матюки. Если человеку не понравился один комик, ему может понравиться другой. Не нужно говорить, что украинский стендап слабый, если ты был только на одном выступлении. Вполне вероятно, ты просто не нашел свой юмор.

Конечно, плохие комики есть. И слабые шутки тоже. Нужно понимать, что есть большие отчетные вечеринки со сработанным материалом. И есть те, на которых материал пишется и проверяется. 

Это нормально — прийти на стендап и не уйти с чувством, что «это было лучшее, что я видел в своей жизни».

Мне не нравится, что у украинцев есть «комплекс меншовартості». Он диктует, что где-то там классно и прекрасно, а у нас — по-любому хуже. Но там тоже есть слабые шутки. Там тоже есть недописанный материал. Никто не пишет идеальными монологами. Украинскому стендапу нужно время и немного веры.