Лукьяновскую площадь снова хотят реконструировать. Идеи того, как это сделать появляются на протяжении последних семи лет. В этом году активисты провели воркшоп, чтобы разработать концепцию пешеходной площади, которая должна стать основой проекта. «Наш Киев» пообщался с заместительницей главы Урбанрады Киева Анной Даниленко и она рассказала, чем эта задумка отличается от предыдущих и почему у нее есть шансы на успех.
Над реорганизацией площади задумались в 2012 году, а в 2013 вышло соответствующее распоряжение КГГА. Тогда же родилась идея сделать площадь трамвайно-пешеходной. Параллельно рассматривали вопрос расширения Бердичевской улицы для создания удобного транспортно-пересадочного узла и улучшения трафика. Реализация проекта застопорилась, но новые идеи и дополнения по реконструкции продолжали появляться и создали довольно сильную основу для реорганизации площади. Используя предыдущие наработки для воркшопа активисты Урбанрады собрали заинтересованные стороны, чтобы изучить вопрос со всех сторон и учесть новые вводные, которые поменялись за 5 лет. Сейчас вокруг площади возводят жилой массив. Он повлияет на проект, как и застройка улицы Глыбочицкой. Чтобы учесть все мнения и факторы специально провели воркшоп. По словам Анны, после него осталось больше вопросов, чем ответов. Но то, что проект двигается вперед — это уже прогресс.
Почему в этот раз может получиться
Вероятность того, что в этот раз реконструкция состоится — выше обычного. Организовать воркшоп помогал Департамент транспортной инфраструктуры КГГА. Заинтересованные стороны в виде городской власти и активистов наконец-то сошлись. Это значит, что при должной административной и политической поддержке проект может выстрелить.
Была создана концепция по реорганизации движения: сценарии промоделировали в специальной программе PTV Vizium в 2013 году, чтобы найти лучшее транспортное решение. Это впервые, когда в Киеве применили подход проверки наработок. На основе базового варианта была разработана схема движения трамваев и родилась идея создания пешеходной площади. Все эти идеи мы уже утвердили с КП «Киевпасстранс».
Вокруг самой площади уже давно появилось новое жилье, строится большой жилой массив, идет застройка Глыбочицкой — все это будет иметь влияние на этот узел. Для того, чтобы понять и учесть новые факторы и обсудить проблематику, мы собрали данные по транспорту и пешеходному движению, и представили их на воркшопе. Очень важно иметь всю информацию, осознавать все ограничения, и, на основе этого, организовать качественное публичное пространство.
Что с деньгами
Активисты ожидают, что часть денег на реконструкцию даст инвестор. Какая сумма для этого понадобится пока неизвестно, но всю ее из городского бюджета выделить не получится. Киев тратит значительную часть финансов на поддержание существующей инфраструктуры и поэтому многие городские проекты откладываются на потом.
Это очень интересный случай, который может стать хорошим примером взаимодействия власти, бизнеса, местных жителей и экспертной среды. Часть финансирования работ может взять на себя инвестор, так как у нас много финансового ресурса идет на поддержание и ремонт существующей транспортной инфраструктуры. А еще ограничены ресурсы и это часто становится причиной того, что хорошие городские проекты откладываются. В Киеве назрел очень большой запрос на создание качественных публичных пространств. При политической и административной поддержке этот процесс может выйти на новый уровень — соорганизатором воркшопа выступил Департамент транспортной инфраструктуры, то есть сошлось много заинтересованных сторон, которые хотят сделать Лукьяновку лучше.
Что с движением
Во время воркшопа все его участники отметили, что главной проблемой на площади являются баръерность и недоступность пространства, хаотичная парковка машин и торговля. Согласно исследованиям активистов, днем на площади ежесекундно находятся 208 человек. Но никто из них не задерживается там дольше нескольких минут — пешеходам просто некомфортно. Прохожие не чувствуют себя защищенными на этом «пятачке», а людям с инвалидностью или пенсионерам сложно там передвигаться.
Расширение Бердичевской и создание удобного перекрестка на углу Белорусской/Дегтяревской позволит организовать комфортный проезд для общественного транспорта, пассажиров и пешеходов. Хаотичная парковка, торговля, благоустройство и озеленение — с этими вопросами важно работать комплексно.
Архитектура и ручей
В общую концепцию площади важно гармонично вписать культурные объекты, которые на ней находятся. Помимо Лукьяновского СИЗО там есть еще три ключевых объекта: Малая опера, здания конторы и электростанции Лукьяновского депо. Под площадью также протекает ручей Скоморох. Он является левым притоком Лыбеди, его заковали в коллектор еще до Второй мировой войны. Участники воркшопа предложили необычно обыграть его в пространстве. Точного решения насчет него пока нет, но обозначить его в пространстве важно, может быть путем создания фонтанов, чтобы люди знали, что этот ручей существует.
Очень важно вписать объекты культурного наследия в общий дизайн площади, что б подчеркнуть их идентичность. Их на площади три: Малая опера, здание электростанции и конторский дом депо.
Что с рынком
Рынок останется. В проекте не предусмотрен его снос, а сама Анна шутит, что это священное место для Лукьяновки и убирать его было бы непростительно. Тем не менее, его нужно осовременить. Рынок должен вписываться в новую концепцию площади.
Очень важным элементом на площади является рынок. К сожалению, администрация рынка так и не вышла с нами на контакт. Но он должен остаться — Лукьяновский рынок исторически там возник первым и очень важен как для местных жителей, так и для всего района. Но нужно начать думать про то, чтобы он вписался в концепцию площади, спланировать внешний вид, удобство для посетителей и работников рынка, и, например, логистику — как осуществлять завоз товаров.
Сколько будут строить и сколько будет стоить
Сейчас активисты хотят обратить на себя внимание Виталия Кличко. По словам Анны, мэр часто поддерживает разные крутые инициативы. В конкретном случае он может помочь решить бюрократические вопросы. Если Кличко понравится проект, то шансы на его воплощение резко возрастут.
Обычно, проектирование и утверждение документов занимает полтора-два года. Инфраструктура — это игра в долгую. На этом этапе важно все тщательно продумать и проанализировать. Сама реализация и строительство займет от 5 месяцев.
Стоимость реализации проекта сложно посчитать — сначала надо четко понимать концепцию и что должно быть сделано в рамках реконструкции площади. Сети, перекладка рельс — это довольно дорого, но в перспективе приносит больше удобства и долгосрочного позитивного финансового эффекта для города. Так же, как и создание хорошего общественного пространства — там, где есть люди, оживает экономика. Пока на Лукьяновке люди есть, но у многих есть желание уйти с площади побыстрее. Агрессивная городская среда и отсутствие инклюзивности — то, что делает Лукьяновку не самым приятным местом.
И это важно поменять.
Все фото: Иванна Зубович
Рендеры проекта: Урбанрада