Ретро в метро: ищите «волшебный» вагон

Вагон на самом деле обычный, 1969 года выпуска, тип "Е". Для внутреннего оформления таких вагонов использовали деревянные детали и линкруст - один из самых дорогих видов обоев. Ретро-вид ему придали, обклеив внутри и снаружи старыми чёрно-белыми фотографиями, которые предоставили сотрудники-ветераны труда.

На фото они запечатлены на рабочих местах, в униформе: молодые, бодрые и жизнерадостные. На оформление (внутри, кроме стен, обклеивали и потолок) ушло около двух месяцев. Вагон получился нарядный, красивый. Очень бы хотелось, чтобы он таким и оставался...

Состав с ретро-вагоном подали на станцию метро «Университет». Пока суть да дело, гостей развлекал духовой оркестр.

Потом пожаловало городское начальство, со всех сторон окружённое широкими спинами охранников. Начальство пожелало ветеранам метрополитена всех благ, а также призналось, что много времени проводило в метро, когда ездило на работу в Университет имени Шевченко.

Затем все заняли места согласно полученным бейджикам, и нас повезли в депо «Дарница». Там-то и началось самое интересное: представилась возможность пообщаться с теми людьми, которые работали в метро с первого дня открытия и помнят, каким оно было полвека назад. Конечно, молодёжь пристала с расспросами: «Что изменилось?» Пожилые люди смотрели на нас с улыбками и говорили примерно одно и то же: было не так тесно, составы ходили трёхвагонные и перевозили 60-70 тысяч человек в день, а сейчас, бывает, и по 2 миллиона: «Проектанты не рассчитали, надо было строить платформы на 7 вагонов, как минимум». Один из сотрудников, начальник общего отдела Владимир Федотович Дармостук, работает в метро с первого дня и до сих пор. У него в трудовой книжке стоит только одна запись: «Июль 1960 года – Киевский метрополитен».

Познакомились мы и с Иваном Андреевичем Виноградовым, у которого рабочий стаж насчитывает 61 год. Он был одним из двух машинистов, кому доверили вести самый первый — пробный — поезд по ветке: «Вокзальная» — «Университет»«Крещатик» «Арсенальная» — «Днепр». Задание необычайно ответственное, этот поезд должен был сопровождать начальник депо, и Иван Андреевич вспоминал, как с ним проводили многочисленные подготовительные беседы, в том числе и кэгэбэшники проверяли на «прочность». До метро Виноградов водил электрички на Юго-Западной железной дороге, проходил подготовку в Москве (вообще, всех машинистов в 60-е гг. набирали из бывших железнодорожников и отправляли в Москву на учёбу).

Михаил Пименович Орехов стал машинистом метро в 32 года, работал с 1960 по 1974-й год, позже преподавал в технической школе метрополитена.

- Работа мне нравилась, — рассказывает он. — Ездишь, постоянно видишь людей, надо проявлять к ним внимание. Тогда было намного меньше народу, но всё равно... Бывали разные случаи, когда приходилось быстро принимать решение. Однажды, помню, отказал вагон, я высадил пассажиров на платформу и поехал в ремонтное депо.

Сейчас Михаил Пименович пользуется метро, хотя, конечно, не так часто, как раньше, но по выходным ездит в Гидропарк, на танцы для пенсионеров. Говорит: «Танцую уже 10 лет.» Вот это наш человек, всем бы так!

п.с. В течение этого года, в рамках празднования 50-летия, в метро планируют проводить бесплатные экскурсии в «святая святых» — вагоно-ремонтные депо, диспетчерские, машинный зал эскалаторов и т.д. На следующей неделе мы расскажем, как туда попасть и что интересного там можно увидеть.