Просто дети, просто счастье

21 марта во всем мире отмечали международный день человека с синдромом Дауна, что-то мы немного опоздали с материалом, но рассказать об этом нужно, потому что это важно. Нет, я не призываю жалеть, сюсюкать и, честно говоря, очень боялась, что материал получится в духе «бедные больные детки и мужественные, но несчастные их родители». Не дождетесь – счастливы все, и дети и родители, а кто считает иначе… ну ваше дело.

Раньше это звучало как приговор – сейчас дети с синдромом Дауна ходят в музыкальные школы, пишут стихи и рисуют. Есть и проблемы, но у кого их нет? В Киеве пока всего два садика, в которых есть инклюзивные группы – те, в которых учатся и обычные, и детки с особыми потребностями. Обычно на 12 детей есть двое деток с синдромом Дауна - так воспитатель сможет уделить достаточно времени всем.

Еще до утренника я поговорила с Олесей, психологом садика №665 на героев Днепра:

- Олеся, как реагируют обычные детки на то, что с ними в группе занимаются и такие, возможно, непривычные для них одногруппники? Как относятся к этому родители?

- Во-первых, родителей мы предупреждаем об инклюзивных группах, их ребенок отправляется туда только после согласия родителей. Во-вторых мы заметили, что дети в этих группах добрее, внимательней, они помогают не только детям с особыми потребностями, а и друг другу. У них вырабатывается сочувствие, эмпатия, потребность заботиться. Я пока вижу только позитивное влияние.

- Как проходят занятия?

- Если говорить о малышах с синдромом Дауна, то, помимо общесадиковской программы «Я в мире», отдельно занимаются с педагогами. А возможность ходить в обычные группы помогает развить возможности самообслуживания, социального развития, ввести их в социальную среду и научить общению с миром.

Итак, я пришла на утренник. Меня провожают в обыкновенный актовый зал. Людей пока мало: маленький мальчик, который радостно бегает по залу, и его мама. Оказывается, что это воспитанник садика в ожидании утренника, четырехлетний Егор. Его мама рассказала., что дети относятся к нему хорошо, потому что: «Они сами такие же: они не понимают особой разницы между ним и собой. Да, он плохо разговаривает, но многие из них пока так же плохо говорят, потому в коллективе он тут особо не выделяется».

Затем пришла с няней девочка в вышиванке - Анечка. Родители на работе, потому весь утренник няня (по образованию педагог) записывает на камеру ее выступление. Мне няня с нескрываемой гордостью говорит, что ее воспитанница выделяется среди других деток: «Она и говорит хорошо, и считает, и буквы знает. Анечка, как тебя зовут? Правильно, молодец, Аня».

Зал постепенно наполняется гостями, приходят и мамы с детками и воспитанники садика, наряженные матрешками и морячками. Меня «накрывает» ностальгия по времени, когда мой сын ходил в детский сад: взволнованные воспитательницы в лучших платьях, счастливые родители и, в общем-то, спокойные и красивые дети, знающие, что утренник пройдет на все 12 баллов – всё как и в обычных садиках, выделяются только огромные камеры разных телеканалов.

Чего только не было на этом утреннике: сказку «Теремок» нам показали, моряки «Яблочко» станцевали, матрешки в хороводе покружились, под конец клоун со зверушками и мыльными пузырями всех порадовал. Дети с синдромом Дауна плясали и выступали наравне со всеми – некоторые были даже более активными и непосредственными. Егор постоянно выходил танцевать со всеми, вызывая аплодисменты. Я даже прослезилась от счастья, точно как на утренниках сына. И если я вначале думала что-то типа «Какие молодцы, какие мужественные родители! Взяли на себя такую непосильную ношу – растить больного ребенка. Памятники им при жизни каждому!», то позже осознала, что особого геройства тут и нет – есть любовь и есть обычные родители, которые любят своих чудесных солнечных детей и делают все, чтобы они были здоровы и счастливы. В общем, то, что делают и другие родители для своих самых обычных детей. Им сложнее, конечно, но счастье же не количеством сложностей или денег измеряется.

Это что касается этого, отдельно взятого садика. А в целом у нас ведь не все так хорошо и радужно, правда? До сих пор считается, что такие дети - неполноценные, и многие родители отказываются от них, не задумываясь, что сами лишают себя счастья. Мне даже страшно себе представить, каково этим «солнечным» деткам живется в интернатах – где им не дают ни любви, ни внимания, ни возможности проявить себя и свои таланты. В благополучных странах таких людей успешно социализируют – они книги пишут, стихи, дружат и общаются. Мне бы очень хотелось, чтобы всем деткам так же повезло, как и тем, на праздник к которым я попала.