Дорожный коллапс в наследство
На начало 2016 состояние украинских дорог уверенно можно было охарактеризовать одним словом — «жалкое»: из 170 000 км автодорог почти 95%, по данным Министерства инфраструктуры, были изношенными и не отвечали современным требованиям, причем 40% из них требовали полного восстановления. Однако, итоги последних трех лет в дорожной отрасли уже дают поводы для оптимизма.
Так, если в 2016 году на дорожные работы было выделено 19,2 млрд грн, за которые удалось восстановить 900 км дорог, то уже в 2017 эти показатели выросли вдвое: 32,2 млрд и более 2100 км. На текущий 2018 на ремонт и строительство направлено уже 44 млрд грн, за которые будут качественно отремонтированы уже 4000 км автодорог. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, в 2019 году на дорожное строительство будет выделено почти 56 млрд грн.
За счет каких же факторов удалось изменить ситуацию?
Стабильное финансирование
Благодаря позиции правительства, в Украине с 1 января 2018 года начал работу Дорожный фонд — целевой фонд в составе госбюджета, который обеспечивает гарантированное финансирование украинских дорог. Фонд аккумулирует средства на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог государственного и местного значения. Нормативная база для его создания по предложениям Кабмина была принята парламентом еще в конце 2016 года. 20 декабря 2017 Правительство утвердило Порядок направления средств государственного дорожного фонда. Основными источниками наполнения Дорожного фонда стали акцизные налоги на производимые в Украине и ввозимые горючее и транспортные средства, ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства.
Отметим, что финансирование Дорожного фонда только набирает обороты. Если в текущем году в фонд зачислено 50% поступлений от упомянутых источников финансирования, то в 2019 году этот показатель возрастет до 75%, а в 2020-м — до 100%.
Четкая стратегия работ
Дорожные работы получили системность благодаря утверждению Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2018-2022 годы. Она предусматривает, что в течение 5 лет качественными дорогами должны быть соединены все региональные центры Украины. Объемы финансирования на этот период составят 322 млрд грн, из которых 176 млрд грн - бюджетные средства. Предусмотрено, что этого хватит на ремонт 9100 км дорог, и строительство и реконструкцию еще 1000 км дорог.
Ответственность местной власти
Благодаря децентрализационной реформе, с 2018 года проведено четкое разграничение сфер ответственности за состояние дорог. Как пояснил Владимир Гройсман, за 123 тысяч км дорог местного значения будут отвечать областные госадминистрации, на что они получат 35% общего объема Дорожного фонда. За состояние еще 250 тыс. км дорог в населенных пунктах будут отвечать органы местного самоуправления.
«Следующий год — на дорожное строительство будет выделено 56 млрд грн. На местные дороги выделяем 17 млрд грн. И я требую, чтобы за каждую гривну отчитывались перед гражданами», - отметил Владимир Гройсман.
В прямой ответственности «Укравтодора» остаются почти 47 тыс. км дорог государственного значения, на ремонт и реконструкцию которых будет выделено 60% средств Дорожного фонда.
Гарантии и контроль качества
С одной стороны, все контракты с исполнителями заключаются с гарантией в 5 лет на средний ремонт и 10 лет — на капитальный.
С другой стороны — введена практика масштабных проверок обследования технического состояния построенных и отремонтированных дорог. Так, в 2017 году было проверено 222 объекта. При этом уровень выявленных дефектов составил 8%, и ответственность за их устранение несут подрядчики.
По состоянию на октябрь 2018 года, проведено уже 584 проверки качества выполнения средних и капитальных ремонтов автодорог, 481 проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог и 2953 лабораторных испытания дорожно-строительных материалов.
Перспективы для Киевщины
Тендеры на выполнение работ проходят исключительно через систему ProZorro: только в январе — августе текущего года проведено 340 таких процедур на общую сумму в 33,3 млрд грн.
Последствия применения новых подходов к дорожному строительству можно проследить на примере Киевского региона.
Так в 2017 году выполнены текущие средние ремонты на дорогах государственного значения Гостомель — Берестянка — Мирча (0,75 км), Васильков — Княжичи — Гореничи (2,3 км), Фастов — Обухов — Канев (4 км), Феневичи — Макаров — Бышев (5,2 км).
А уже в 2018 году запланированы и выполняются текущие средние ремонты на участках автодорог государственного значения Киев — Боярка (7 км), Кременец — Белая Церковь — Ржищев (2 км) и Северо-Восточного обхода Киева (5 км). Кроме того, начат капитальный ремонт трассы Киев — Одесса на участке протяженностью 4 км. При этом, за год запланированный объем финансирования таких работ вырос с 83 млн грн до 229 млн грн.