Проект новой развязки — совсем не абстрактный, а прямо привязан к нынешнему Шулявскому путепроводу. Существующая развязка имеет целый ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения:
- По своей сути это типичный «листок клевера», а значит, для поворота налево или разворота нужно проехать по обоим уровням развязки. Тем самым снижается пропускная способность транспортного узла для транзитного транспорта.
- У Шулявского путепровода не хватает половины съездов/заездов. Их отсутствие компенсируется прилегающими улицами и лишним наматыванием кругов по самой развязке.
- После недавних пожаров конструкции путепровода ослаблены, он требует капитального ремонта.
Официальное разрешение проблем выглядит так:
Т.е., планируется всего лишь строительство дополнительного съезда и заезда плюс расширение путепровода до восьми полос.
Для реализации этого проекта нужно снести цех завода «Большевик» и один жилой дом, но большинство проблем «клевера» останется, да и четвертого съезда/заезда так и не появится.
Виктор Петрук, разработавший альтернативный проект, предлагает принципиально иную развязку, на которой можно повернуть в любую сторону «не отходя от кассы» и ради которой не нужно сносить здания. Один из рендеров:
Кстати, подобная схема организации движения предлагается впервые и уже запатентована автором. Несложно заметить, что основная фишка такой развязки - это движение по часовой стрелке на среднем уровне. Достоинства альтернативного проекта:
- Пропускная способность в два раза превышает ту, что может дать официальный проект.
- Исключено использование прилегающих улиц и эстакады для левосторонних поворотов.
- Уменьшено число узлов с пересекающимися потоками, а значит, должна быть меньше аварийность.
- Не нужно сносить цех «Большевика» и жилой дом. Да и в целом развязка занимает площадь меньшую, чем «клевер».
- Для развязки действуют стандартные правила проезда перекрестков (в отличие от обычного кругового движения), но при этом можно выезжать на кольцо и съезжать с него в любую полосу по стандартным правилам левостороннего поворота.
- Высоко- и низкоскоростные потоки изолированы друг от друга, а также от пешеходов.
Сомнительные моменты:
- Непривычная схема движения.
- Относительно малые радиусы поворотов.
Более подробное описание с большой дискуссией и ответами автора можно найти здесь. Весь сыр-бор начался из-за того, что альтернативную развязку никак не хотят утверждать, как официальный вариант реконструкции. Хотя она уже получила хвалебные рецензии в «КиевПроекте», «ДорГосУкрЭкспертизе» и не только.
Нужна ли в этом месте развязка подобной функциональности — вопрос для отдельной дискуссии. В любом случае такая развязка интересна как сама идея и перспективное решение проблем крупных транспортных узлов.
Наибольшие споры разгорелись в отношении движения по кольцу по часовой стрелке. Противники идеи и сомневающиеся приводят такие аргументы:
- Движение по кольцу по часовой стрелке — это левостороннее движение.
- Подобная организация движения запрещена ПДД.
- Из-за непривычной схемы движения вырастет число аварийных ситуаций.
На все это есть свои контраргументы:
- Движения по кольцу на самом деле нет. Формально нет. В ПДД стандартное круговое движение оговаривается отдельно, для него существуют свои правила. Например, въезд на кольцо — это фактически поворот направо, а по стандартным правилам он возможен только из крайнего правого ряда в крайний правый ряд. Для кольца это ограничение не действует, и въезд на кольцо возможен из любой полосы в любую полосу. Если внимательно посмотреть на схему кольца на предлагаемой развязке, то видно, что для него действуют стандартные правила проезда перекрестка: поворот направо из правого ряда, поворот налево в любую полосу, разворот только из крайней левой полосы. Т.е. специальных условий движения нет, есть только непривычная схема развязки.
- Я не смог найти в ПДД пункт, прямо запрещающий подобную организацию движения.
- Вопрос решается правильной установкой знаков и ограждений. Хотя некоторые нюансы есть.
Для подтверждения теории практикой и проводилось моделирование. Для него был воссоздан кусочек развязки; немного, но для проверки спорных моментов хватит. Каждому водителю вручили программку с маршрутами. Суть программы такая: моделирование разбивается на 50 маршрутов. Номер маршрута вывешивается на условной стартовой позиции и меняется раз в 3-4 минуты. Каждый водитель, начиная очередной круг, выбирает маршрут следования в соответствии с программой. У каждого водителя маршруты расставлены в своем порядке, поэтому одновременно на развязке выполняется и правый поворот, и левый с движением по кольцу, и разворот. Для некоторых номеров программы предусмотрен временный отстой вне развязки для регулировки потока.
Конечно, реальные условия моделирование полностью не могло воссоздать: нет грузового транспорта, нет маршруток (еще лучше останавливающихся где попало) и т.д. Кроме того, мне не понравилось расположение стоп-линии для разворота: народ инстинктивно боится выезжать дальше середины полукольца, оставляя обзор потока по главной дороге только лишь в зеркалах заднего вида. Тем самым, частично стопорится движение транспорта, который намеревается выехать на кольцо. С привычками, как известно, бороться сложно, и я уверен, что даже при установке перед стоп-линией разворота «разделительной полосы высотой 1 метр» водители все равно будут становится раньше. Чисто психологически.
Чтобы не заканчивать на пессимистичной ноте, скажу, что организация мне понравилась, пришел очень даже адекватный народ, и моделирование в целом я считаю успешным.
Подготовлено Олегом Тоцким.