Подземный переход на киевском Майдане, ведущий к первой линии ТРЦ Globus, находится в плачевном состоянии. Лестницы и эскалаторы в грязи, в переходе стоит характерный неприятный запах, стеклянный купол с трудом пропускает солнечный свет. Администрация ТРЦ и коммунальщики не могут разобраться с проблемной территорией: формально за ее чистоту и благоустройство отвечают коммунальные службы города, которые с этой функцией не справляются. В администрации ТРЦ, к которому прилегает территория, отвечают, что не вправе ничего делать без разрешения города.
Бизнес «Глобуса» пострадал от Революции достоинства: в 2014 году многие магазины или не работали, или закрылись. Но в 2015 году дела пошли на поправку. По итогам 2015-го вакантность торгового центра составила 11–15%, за весь 2015 год его посетило 10,5 млн человек. Учитывая торговую площадь (18 579 кв. м), вакантность (11%) и арендные ставки на уровне $28–57/мес/кв. м, общий арендный доход «Глобуса» в 2015 году мог составить $0,46–0,94 млн (11,6–23,5 млн грн).
В конце прошлого года управляющий Петр Хорошок сообщил, что владельцы отказались от большой архитектурной реконцепции, требующей значительных вливаний, и разработали программу постепенного улучшения ТЦ. По словам Петра Хорошка, сумма инвестиций в реновацию ТЦ за 2014–2015 гг. составила около $0,5 млн. Эти инвестиции не касались облагораживания переходов и входов в ТРЦ. Главная проблема, по его словам, состоит в том, что переходы вокруг «Глобуса» и переход («труба») между «Глобусами» ТРЦ не принадлежит.
«Эту территорию убирают коммунальные службы. Вопрос не в том, что они не справляются с потоком, а в качестве помещения: оно требует не поверхностного ремонта, а более серьезного. Точно такая же ситуация с переходом под ул. Крещатик — у нас нет права обеспечить охрану и уборку этой территории. Это зоны муниципальной собственности, их контролируют коммунальщики или те организации, которые осуществляют там операционную деятельность — там много арендаторов в переходе», — отмечает Хорошок.
По его словам, со стороны ТРЦ планируется ряд работ по приведению перехода с улиц Михайловская и Костельная в надлежащий вид. «Детальный перечень работ согласовывается. В результате их проведения переход между центральными улицами столицы будет иметь достойный вид, что смогут оценить киевляне», — делится планами директор ТРЦ.
Для проведения реконцепции по переходам существует конкурсная процедура. Правда, конкурс еще не объявлен, поэтому сроки облагораживания пока неизвестны.
«ТЦ «Глобус» готов взять на себя ответственность, привести в порядок этот переход и содержать его в соответствующем виде. О такой готовности мы сообщили в городские власти и надеемся на положительное решение этого вопроса. Данным вопросом должен заниматься профильный заместитель мэра Киева», — говорит Хорошок.
Пока ТРЦ переадресовывает проблему на коммунальщиков и ждет конкурса, а работники ЖКХ дежурно обметают пыль, страдают и прохожие, и клиенты ТРЦ, и арендаторы.
«Проблему необходимо решить, поскольку у посетителей не возникает специального желания приезжать в торговый центр. Они делают санузлы, внутренние работы, которые не видны посетителю», — говорит генеральный директор KK Fashion (Women’Secret, Springfield, Pedro del Hierro) Игорь Забулонский.
По его словам, пример «Глобуса» подчеркивает огромную пропасть между муниципальной и частной формой управления. В разговорах с администрацией ТРЦ арендатор обсуждал проблему. «Нам обещали шаги какие-то предпринять, это касалось перехода из первой во вторую линию, также обещали облагородить выход. Летом они планируют провести какие-то работы с выходами из центра», — говорит Забулонский. Петр Хорошок рассказал, что компания привела в порядок «Глобус-пассаж»: был сделан ремонт, установлена вентиляция и освещение, появились лайтбоксы, ролеты и охрана. «Это подземная часть, но она имеет привлекательный вид: там работают качественные арендаторы на постоянной основе», — отмечает управляющий ТРЦ.
Генеральный директор компании LUSH в Украине Юрий Сургай отмечает, что поднимал этот вопрос, но не был услышан. Он полагает, что ТРЦ все-таки придет к тому, чтобы облагородить проблемные зоны под воздействием откликов потенциальных арендаторов. «Мы там работаем с 2009 года. Я думаю, что это произойдет естественным путем — каждый новый арендатор, ведя переговоры, должен указывать на это, аргументируя отказ открывать там магазин. Жалоб других я не слышал, мне кажется, все как-то привыкли: «Глобус» таким был всегда», — резюмирует он.
Магазин Monton открылся одновременно с торговым центром в 2001 году. Директор управляющей компании «Балтика Украина» Максим Чечелев также говорит, что арендаторы поднимали этот вопрос, и, по последней информации двухмесячной давности, у ТРЦ уже разработан план, но возникают сложности из-за того, что это все находится в ведении города. «Спуск со стороны «Макдоналдса», улица Михайловская, Житомирская просто в ужасном состоянии. Ты по лестнице идешь и опасаешься «прилипнуть». Мне говорили, что этот вход облагородят новые арендаторы — ресторан, который там скоро откроется», — отмечает он. По его словам, арендаторы ставили вопрос об ужасном состоянии переходов и входов давно, еще когда директором был Иан Черч. Тогда, по словам Чечелева, арендаторы на все предложения и жалобы слышали «No». Петр Хорошок управляет командой центра с середины 2014 года.
Однако при этом арендаторы не перекладывают всю ответственность на торговый центр и отчасти защищают его, аргументируя тем, что ТЦ не имеет права действовать на не своей территории. «Тут упрек и в сторону городских властей: это центральная площадь, уже имя нарицательное во всем мире, и не делать каких-то элементарных шагов по ее облагораживанию, чтобы посетители не пугались, неправильно. Эту задачу нельзя полностью вешать на «Глобус»: она слишком масштабная», — говорит Забулонский.
Один из магазинов компании BNS Trade (Michael Kors, TopShop, Calvin Klein) был закрыт в самое сложное время — в 2014 году. По словам директора Виктории Войнилович, до этого больше вопросов было к техническому состоянию самого комплекса, чем к переходам. «Мы были на первой линии, поэтому столкнулись с проблемами, связанными с тем, что центр находится под землей, в месте, которое имеет доступ к грунтовым водам», — говорит она.
По словам Войнилович, местоположение ТРЦ очень сложное — из-за подземных вод, во время ливней иногда и дренажная система не справлялась. «Старым собственникам было очень сложно, так как после 6–7 лет эксплуатации требовалась уже техническая модернизация. Новым владельцам достался самый сложный объект на сегодняшний день, репутация которого была «подмочена» в прямом и переносном смыслах», — говорит Виктория Войнилович.
Максим Чечелев отмечает положительные изменения, которые происходят в самом ТРЦ с приходом новой команды, и считает, что им осталось немного — «причесать» прилегающую территорию. «Я не понимаю, почему город ничем не занимается: это центральный подземный переход, а там бомжи спят. «Глобус» по крайней мере вошел в ситуацию и начал обратную связь давать, — утверждает Чечелев.
Несмотря на ужасное техническое состояние проблемных участков, там не хватает хотя бы основного — уничтожить грязь и неприятный запах. По словам управляющего партнера юридической компании «Косован Легал Групп» Анатолия Косована, если работники не нанесут ущерб имуществу и будут соблюдать санитарные нормы, никто не может запретить им убирать там. «Если они это сделают, то ничего не нарушат. Согласовывать нужно изменение либо замену конструкций, фасадов и иных элементов экстерьера, а если просто выпустить людей со швабрами и вениками, никто не будет иметь ничего против», — утверждает юрист. В ТРЦ «Проспект» убирают прилегающую территорию, несмотря на то что она находится в собственности города.
По оценкам клининговой компании Shen, стоимость генеральной уборки территории, а именно входа, лестницы, эскалатора, стен и пола, площадью 500 кв. м с применением химических средств обошлась бы компании в 7 500 грн. За каждый дополнительный метр стоимость будет варьироваться от 6 до 8 грн. «Глобус» оценивает стоимость регулярной уборки прилегающих территории в сумму 100 000 грн в месяц.
«Управляющая команда ТРЦ прямо заинтересована, чтобы покупателям было легко и приятно посещать их объект. Я прекрасно понимаю сложности, с которыми может столкнуться команда центрально расположенного объекта, но она может и должна быть креативной. Если торговый центр сталкивается с проблемой согласования или проведения необходимых работ некими городскими инстанциями/институтами, в данном случае управляющая команда может эскалировать проблему на суд общественности, — самый центральный переход страны, подземное пространство под главной площадью Украины не может быть в запущенном состоянии по определению, так как это сердце и лицо страны. Звучит пафосно, но это правда», — говорит Ирина Роик, совладелец компании SQM Experts.
Источник: Retail Community