В конце 1895 года Огюст и Луи Люмьер организовали в Париже первый в истории человечества кинопоказ. Фильмы "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота" и "Политый поливальщик" длились менее минуты, но вызвали настоящий фурор у публики. Основанная братьями фирма занялась кинопроизводством и начала развивать тесные связи со многими странами мира, включая Российскую империю. Вскоре после парижской премьеры представители французской компании приехали в Киев.
Театр Бергонье и первые иллюзионы
В театре Бергонье (сегодня театр русской драмы им. Леси Украинки) в то время базировалось "Товарищество драматических артистов", основанное Николаем Соловцовым. Именно там, по предложению этого киевского театрального режиссера, фирма "Люмьер" организовала первый в нашем городе показ кинофильма. Вскоре Соловцов "законтрактовал" аппаратуру французской фирмы и предложил всем желающим устраивать кинопоказы обращаться к нему.
Именно таким образом, через театр, в Киев пришло киноискусство. Показы фильмов вызывали огромный интерес у горожан. Один за другим стали открываться иллюзионы — так поначалу называли кинотеатры. Поскольку кино тогда было ну очень короткометражным, билеты продавались не на отдельные ленты, а на вход в кинозал, где по очереди транслировались разные фильмы. Индивидуальных мест в иллюзионах не было. Зрители располагались на лавках, а тот, кто не успевал сесть, смотрел стоя.
Интересно, что даже в те времена суровой морали ближе к ночи некоторые иллюзионы предлагали зрителям "фильмы для взрослых", куда не допускались дети и учащиеся.
Эпоха кинороскоши от Антона Шанцера
В 1907 году в Киев приехал Антон Шанцер. Сложно сказать, насколько честным человеком был этот австриец, но его вклад в киноиндустрию Киева бесценен.
Сразу по приезду в наш город Шанцер начал вкладываться в киносеансы. В марте 1907 года он закрыл свой магазин женской одежды, открыв на его месте иллюзион The Express Bio, год спустя ставший кинотеатром "Экспресс".
Про этот кинотеатр газета "Киевлянин" писала следующее: "Театр "Экспресс" устроен в партере и имеет десять выходов, дающих возможность в одну минуту очистить зал от публики, чем устраняется всякая возможность паники. Кроме того, в театре введены и другие меры. Камера, где находится синематографический аппарат, построена из железа и бетона; помимо того в ней устроены аппараты, устраняющие всякую возможность пожара. Однако, если бы воспламенение почему либо и возникло, то благодаря полной изолированности камеры от зрительного зала таковое не могло бы быть даже замеченным публикой".
Вскоре Шанцер стал владельцем целой сети кинотеатров: "Экспресс", "Корсо", "Новый мир". Все они находились на Крещатике, но самым популярным и известным чуть ли не на всю империю стал его "Кино-Театр".
В 1912 году на месте снесенного флигеля гостиницы "Бель-вью" по проекту Ипполита Николаева Шанцер возводит здание в "греческом стиле", имеющее 26 метров в длину и 17 в ширину. Главный зрительный зал нового кинотеатра занимал два с половиной этажа, он был рассчитан на 1100 мест (для сравнения: большой зал кинотеатра "Киевская Русь" вмещает 1192 человека). В кинотеатре была предусмотрена вентиляция, кресла с откидными сиденьями, балконы и покатый пол для удобства просмотра, а перед экраном располагался симфонический оркестр. А само здание украшала роскошная лепнина, колонны с бронзовыми капителями, скульптуры и мозаика из мрамора разных цветов.
Кинотеатр был роскошным украшением Киева. В газетах писали, что Шанцер построил его примерно за 200 тысяч рублей (для сравнения, литр подсолнечного масла стоил тогда 40 копеек). Это были огромные деньги даже для человека, чье состояние оценивалось в миллион рублей (по крайней мере, такие данные наведены в докладной на Шанцера киевскому губернатору). Шанцер должен был пользоваться кинотеатром 12 лет, выделяя по 22 тысячи рублей в год, после чего безвозмездно отдать здание в собственность города.
Количество кинотеатров в Киеве резко возрастало. Если в 1911 году их насчитывалось 28, то через два года их было уже 35. Шанцер даже успел основать в Киеве киностудию, но развитие отрасли приостановилось с началом Первой мировой войны и Украинской революции, а после — с приходом к власти большевиков.
Национализация и упадок отрасли
Советская эра кино началась декретом о национализации кинодела от 27 августа 1919 года. Вскоре кинотеатр "Экспресс" был переименован во "2-ое Госкино", а "Кино-театр" стал "1-ым Госкино".
Национализацию поддерживали не все политики — ведь в условиях воин и революций киноиндустрия находилась не в лучшем состоянии.
Подытоживая национализацию, нарком внешней торговли Андрей Лежава писал следующее: "Не подлежит никакому сомнению, что национализация частного кинематографического имущества в 1919-м году была произведена самым небрежным образом. Большинство владельцев заранее знало о времени описи и, конечно, скрыло все, что только можно было. Часть этого была сплавлена за границу, остальное до сих пор скрывается где-нибудь здесь в ожидании денационализации. Таким образом, на учет была взята незначительная и наименее ценная часть кинематографического богатства страны и возможность образования товарообменного фонда сведена до минимума".
Как результат, отрасль кино в СССР на некоторое время пришла в состояние упадка, а государство создало неэффективные органы управления и контроля. В целом, если верить "Кино-газете", в 1923 году ситуация оставалась плачевной: "Наша кинематографическая арифметика еще не знает, что такое умножение и геометрическая прогрессия. Приходится оперировать с нолями, бесконечно малыми и отрицательными величинами. 0+0=0; неразбериха+неразбериха=?+?... Нет настоящего советского производства, нет организованного проката, нет тысяч кинотеатров – городских и передвижных, которые так необходимы Советской России. В новый год советская кинематография вступает почти такой же слабой, как и в уходящий".
Новая экономическая политика принесла определенные позитивные результаты, но огромные налоги не давали кинотеатрам возможности нормально функционировать и, хотя в целом по стране количество кинотеатров возрастало, они не могли в полном масштабе покрыть запросы аудитории.
Повторяя, словно молитву, слова Ленина о "важнейшем из искусств", на 30-ые годы власть дала себе установку в разы увеличить количество кинотеатров по всей стране.
От "Буревестника" до "Киевской Руси"
С конца 20-х годов в Киеве начали открываться новые кинозалы. Именно в то время на Подоле, по улице Кирова (сегодня Сагайдачного) начал работу "Буревестник". Кинотеатр расположился в маленьком одноэтажном здании, а его зал не был рассчитан даже на полсотни зрителей. В 70-е здание снесли и единственное, чем кинотеатр запомнился, — это эксперимент, который предусматривал "самообслуживание" зрителей. В "Буревестнике" с 60-х годов не было контролера, и контрольную часть билетика зритель должен был оторвать самостоятельно перед входом в зал.
В 1928 году на Лукьяновке заработал кинотеатр "Седьмое Госкино". После войны и реставрации, в 1947 году, он получил новое имя — "Коммунар". По иронии судьбы, причиной конца "Коммунара" стал...президент США. В 1972 году в Киев приезжал Ричард Никсон, и подготовка к этому визиту оставила ощутимый след в жизни города.
Во-первых, тогда в Киеве открыли кафе "Пингвин", построенное по примеру типичных американских закусочных; во-вторых, реконструировали Бориспольскую трассу и Набережное шоссе. В-третьих, отремонтировали площадь перед сегодняшней Верховной радой.
Кроме того, по маршруту президента высадили новую зелень — в общем, сделали всё, чтобы предводитель "загнивающего капитализма" начал завидовать "процветающему социализму" Киева.
Но еще более абсурдное окозамыливание задело Лукьяновку. В 70-е там находились старенькие домики сельского типа, зияли дыры в дороге — в общем, вид у местности был совсем не президентский. Так что некоторые дома властям пришлось спешно снести, жителей переселить, мусор выбросить, в освободившихся местах соорудить скверы, а остальное безобразие закрыть зеленым забором.
Кинотеатр "Коммунар" тоже попал под горячую руку и был припрятан от глаз Никсона: кто-то говорит, что его закрасили, кто-то утверждает, что закрыли тем же зеленым забором. Больше кинотеатр не запомнился ничем, кроме своего сноса: к 1500-летию Киева на его месте возвели "Киевскую Русь".
"Киевская Русь" — весьма значимое для города предприятие. На момент открытия в кинотеатре показывали фильмы на самом большом экране в Советском Союзе. Кроме того, "Киевская Русь" обладала самым вместительным залом в стране — на 1192 зрительских места. Не удивительно, что здание кинотеатра и сегодня пользуется повышенным "спросом": в 2013 году руководство обвиняло власть в рейдерском захвате. Сегодня же у управленцев самого крупного коммунального кинотеатра Киева есть планы превратить его в киноконцертный зал, предварительно отремонтировав здание.
Рождение "Жовтня"
Наверное, один из немногих кинотеатров города, который можно окрестить муниципальным символом, открылся 8 ноября 1930 года. Речь идет о "Жовтне", который носил после открытия типовое название "Девятое Госкино".
На строительство "Жовтня" потратили более 300 тысяч рублей, а регулярный показ фильмов начался в 1931 году фильмом "Гегемон" (вероятно, в честь него и назван один из залов кинотеатра). Во время войны, до частичного разрушения, он продолжал показ сеансов под именем "Глория", а после войны пережил длительную реконструкцию, в результате которой обзавелся элементами типичной сталинской архитектуры. Правда, во время следующего ремонта все следы Сталина убрали, а кинотеатру был возвращен изначальный вид.
Впоследствии "Жовтень" прошел еще через несколько реконструкций, последняя из которых закончилась буквально несколько лет назад. Необходимость в ремонте назрела из-за пожара, устроенного злоумышленниками во время показа фильма "Летние ночи" из программы кинофестиваля "Молодость", посвященной тематике нетрадиционной ориентации.
Продолжение следует.
Читайте также: "От Подола до Крещатика: история зданий, где трудилась киевская власть".