Готов ли ребенок к школе:
Поскольку в общеобразовательных школах и школах-детских садах запрещено проводить тестирование знаний ребенка (чтение, счет), психологи используют другие уловки. Чтобы оценить психологическую и физиологическую готовность вашего ребенка к учебе в первом классе, обратите внимание на его улыбку (если у ребенка молочные зубы не поменялись на постоянные – школу лучше отложить до следующего года); попросите дотянуться рукой к уху (через голову), дотронуться пальцем до кончика носа. Если ребенок не может этого сделать, а также не ориентируется в пространстве, не знает базовых вещей (например ФИО, времена года, названия месяцев, дней недели и т. д.), значит, он психологически и физически не готов к учебе. Ему будет сложно спокойно просидеть 35 минут на уроке (даже с учетом 1-2 физкульт-минуток за урок). Развивайте моторику и сенсорику, научите ребенка элементарным вещам (как завязать шнурки, одеться, обуться).
Если хотите, чтобы ваш ребенок учился в гимназии или специализированной школе, – помимо чтения, письма и счета, развивайте его логику, чтоб он мог ответить на «элементарные» вопросы, например: что общего между молоком и ёжиком?
Как выбрать школу:
- Выбирайте не школу, а учителя: присмотритесь во время перемен к ученикам младших классов и их отношению к учителю; узнайте, какое образование получил учитель и уровень его знаний; пообщайтесь с родителями учеников.
- Оцените внешний вид учителя и общий уровень его развития: учитель должен выглядеть аккуратно и одеваться со вкусом; общее развитие учителя должно быть на высоком уровне, иначе ваш ребенок не получит ответы на свои вопросы и ему станет неинтересно учиться; учитель должен идти в ногу со временем – интересоваться политикой, быть компетентным в современных технологиях (иметь страницу в социальной сети, уметь пользоваться планшетами, смарт-досками, сенсорными девайсами и т. д.).
- Оцените личные качества: хорошему учителю свойственны доброта, отзывчивость, умение сопереживать и идти на контакт и, самое важное, хорошее понимание детской психологии (он не станет ломать индивидуальность вашего ребенка, потому что понимает – все дети разные).
- Хороший учитель младших классов всегда организовывает внешкольные мероприятия для своих учеников – экскурсии, праздники, дни музеев и выставок.
- Лучший учитель для вашего ребенка – учитель по призванию, учитель-энтузиаст (невозможно быть хорошим учителем за 1500 грн в месяц, если ты не влюблен в свою работу).
Как помочь вашему первокласснику быстро адаптироваться и полюбить школу:
- Объясните ребенку, зачем ему идти в школу (например, чтобы учиться хорошо, найти высокооплачиваемую работу и воплотить в жизнь все свои мечты).
- Покажите ребенку фильмы или мультфильмы о школе, расскажите что-то интересное про школу из личного опыта. Объясните, что в школе его ждет не только учеба, но и новые друзья и игры, интересные поездки и экскурсии.
- Не экономьте на школьной форме (форма должна быть качественная и удобная) и канцелярских товарах, чтобы ребенку было психологически легко и он мог завести новых друзей, а не переживать, что он плохо выглядит, его фломастер сломался, а ножницы не режут бумагу. (Вам, как минимум, понадобятся: тетради, дневник, пенал, ножницы, клей, линейка, карандаши, фломастеры, ручки, ластик, точилка, краски, тетрадь для рисования, спортивная форма. Учебники в школе выдают, но придется дополнительно покупать сборники, тетради и другие учебные материалы).
- Контролируйте выполнение заданий, внешний вид ребенка, наличие в портфеле всех нужных учебников, тетрадей и т. д.
- Поддерживайте отношения с учителем, проверяйте, понял ли ребенок материал за день (если ребенок чего-то не понял, а вы повторно не объяснили – он не захочет идти в школу на следующий день).
- Каждый день расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день в школе. Помните: формулировки должны быть позитивными. Никогда не спрашивайте «Кто тебя сегодня обидел?», спросите «Что нового узнал, что хорошего было в школе?» Подыграйте: «Я так давно училась (учился) в школе и совсем не помню ничего. Расскажи мне!»
- Обязательно контролируйте, что и где ребенок ест, чтобы проблемы со здоровьем не мешали учебе.
- Будьте готовы к тому, что ваши дети иногда знают больше, чем вы. И когда ваш почемучка задает интересующий его вопрос – отвечайте интересно, всегда говорите правду, избегая подробностей, но в доступной форме. Давайте разумные объяснения на все вопросы (в школу нужно ходить рано утром не потому, что «так надо», а потому что утром легче запоминать новый материал, а вечером всегда можно пойти поиграть с друзьями).
- Очень важно, чтобы родители сотрудничали с педагогами. Никогда не обсуждайте учителя и не выясняйте отношения с учителем в присутствии ребенка (сохраняйте авторитет учителя, иначе ваш ребенок не захочет учиться).
- И помните: учитель не должен делать ошибок, но он может их делать. Он такой же человек, как все мы.
P.S. И молоко и ёжик сворачиваются.