Памятный знак Казимиру Малевичу был сооружен на Владимиро-Лыбедской улице, неподалеку от Владимирского рынка, 24 мая – в то время, когда прошлая киевская власть всячески демонстрировала своё старание, чтобы превратиться во власть нынешнюю. О многих из тех акций «Наш Киев» писал в рубрике «Растущий город».
Открытие нового памятника, вероятно, должно было показать внимательное отношение мэрии к культуре. Утверждалось, что оно стало частью «программы по увековечиванию памяти известных киевлян». Расположение памятника объяснялось тем, что в этом районе стоял дом, где родился Малевич. Информационный повод оказался привлекательным, СМИ отработали активно.
место знака на карте Киева
«Наш Киев» не ездит на открытия и презентации, чтобы позже, вне праздничной суеты, спокойно рассмотреть и оценить содеянное чиновниками. В этот раз долго рассматривать было нечего. Памятный знак оказался на удивление простым – это квадратная площадка из черной мраморной плитки, на которой стоит параллелепипед из крашенного белым металла.
памятник табуретке?
плитка изображает черный квадрат
архитектурная деталь
Дешевая рыбка – дешевая юшка. Кладбищенская по виду плитка. Металл, как будто арматура с близлежащей стройки. Очень скупое с экономической точки зрения решение. Его художественное значение раскрыл автор, известный по проектам торговых центров «Мегамаркет» и «Большевик» архитектор Дмитрий Антонюк : «Это, по сути, известный черный квадрат, но лежащий на уровне земли, как часть мощения площадки, сцена, если хотите, на которой стоит куб. Но куб пустотелый и состоящий из рамок, которые развернуты по всем сторонам света, и открыт как бы в космос». Для полной ясности подчеркну, на площадке всё-таки стоит фигура, вертикальные балки которой длиннее горизонтальных.
люди без воображения видят здесь параллелепипед!
Найденное в сети февральское интервью Антонюка только добавило путаницы. В нём архитектор говорит о задумке памятного знака, как о кубической бетонной стеле. И если последующий отказ от бетона в пользу металлических балок можно обосновать попыткой удешевить проект, то изменение формы кажется совершенно необъяснимым. Мы написали письмо Дмитрию Антонюку, надеемся на его ответ. А этот материал я закончу чрезвычайно показательной цитатой из упомянутого интервью «Экономическим известиям».
«Э.и.»: Разработка и реализация проекта была заказана вам горадминистрацией на безальтернативной основе, конкурс не проводился. Не повлияло ли это на его качество?
Д. А.: Я не думаю, что проведение даже самого прозрачного конкурса может существенно повлиять на конечный результат. Вспомните, сколько нелепых памятников установлено в Киеве, а ведь практически все их проекты были утверждены в результате конкурсного отбора.
____________________________________
За наводку на знак говорим спасибо Леше Новикову, jazzuit.