Причины просты — не каждому человеку под силу в буквальном смысле ювелирная работа, требующая не только усидчивости, но и повышенного «чувства прекрасного». А еще — всестороннего изучения техники изготовления (филигрань, лепка, литье), свойств подручного материала (камень, глина, пластик, краски, металл), истории искусств и т.д. Но если уж человек становится мастером бижу, то у него каждая работа — настоящий и неповторимый шедевр.
Правда, есть и другой подход — когда все делается «на поток». Получается красиво, но не уникально — мотивы и орнаменты повторяются. К тому же, «потоковым» методом хорошо делать, например, бусы и браслеты — достаточно разработать одну деталь, а дальше повторять те же действия, что и с первой. Другое дело — медальоны, серьги и т.д. с изображениями, лепкой и прочими инкрустациями. Каждый набор может быть единственным в своем роде. И стоят такие работы, разумеется, недешево. Так что при определенной успешности из такого хобби получится вполне достойная альтернатива наемной работе.
Об этом нам расскажет Валерия Прокопец из Киева (сейчас — «в разъездах» между Киевом и Санкт-Петербургом), по образованию филолог (украинская филология), 27 лет.
Лет семь назад у меня были первые неосмысленные и не систематические попытки что-то делать руками. Первые вменяемые результаты года через два. И с 2009 года я начала заниматься производством на продажу. Думаю, это была генетическая тяга женского организма к рукоделию и стремление обеспечить вещами ручного производства прежде всего себя. Но со временем, когда личные потребности были удовлетворены, это занятие переросло в бизнес, далее обросло более благородными целями…
Я изготавливаю украшения не массового плана. Основные материалы: различные полимерные глины, драгоценные и полудрагоценные камни, металл. Работаю в технике филиграни и скульптурной миниатюры. Специфические приёмы работы определяют сами материалы. В основном это лепка миниатюрных сюжетов и персонажей, приёмы заимствованные из ювелирного мастерства. Такие, как филигрань и скань. Изготовление каждого предмета занимает как минимум 25 часов. Создание последней коллекции из шести моделей, среди которых комплекты, заняло дней сорок — с учетом того, что занималась я только этим. Когда появляется спрос — нужно работать. Когда выдаются свободные минуты, я делаю эскизы и записи, поэтому заканчивая одну вещь, принимаюсь сразу за следующую.
Начинающим важно осознавать то, что хэндмейд, как и любой другой бизнес, потребует затрат, прежде чем начнет приносить прибыль. Это не столько денежные затраты, сколько затраты сил, времени и терпения. Необходимо понимать не только явные запросы потребителя, но и скрытые. Для того, чтобы не затеряться в общей массе и держаться на плаву, нужно выдерживать конкуренцию качеством и идеей.
На данный момент хэндмейд — это моя основная деятельность и, соответственно, единственный заработок. Для того, чтобы зарабатывать, нужно либо наладить качественное серийное производство, которое будет пользоваться спросом, либо сделать ставку на неординарность продукта и начать двигаться от хэндмейда к искусству. Первый вариант более надежен и стабилен, второй же рискован и зависит от личных качеств и талантов мастера.
Занятие свое я уже не оставлю, так как после прохождения многих уровней производства, я, наконец, определила свой собственный стиль и масштаб. Это тот редкий случай, когда работа приносит истинное удовольствие и поэтому этим стоит дорожить.