От Подола до Крещатика: история зданий, где трудилась киевская власть (часть 1)

Первый киевский магистрат

В 1494 году Киев получил статус Магдебургского права, что позволило жителям так или иначе управлять потоком дел в своем городе и жить автономной от центральной власти жизнью. Для обеспечения этого процесса горожане выбирали представителей, которые заботились о состоянии родного города.

Первое известное нам здание для заседаний муниципальной власти возвели в начале XVI века. Построено оно было из дерева, а находилось, конечно же, на Подоле, возле площади у Братского монастыря – тогдашнего центра культурной и политической жизни Киева. О том, как именно выглядел первый киевский магистрат, нам известно со слов Гийома де Боплана и благодаря рисункам Абрахама фон Вестерфельда.

1) Реконструкция внешнего вида магистрата XVII ст. П. Юрченко; 2) Внешний вид ратуши в 1697 г.

Постройка выглядела как типичный на то время деревянный дворец. Двухэтажное здание имело более короткий и узкий второй ярус, изюминкой которого было наличие шести круглых окон, украшенных разноцветным стеклом. Первый киевский магистрат неоднократно уничтожался огнем, отстраивался, снова горел и снова отстраивался. И только в 1697 году его реконструировали с помощью камня.

В результате магистрат обрел более монументальный вид, благодаря которому возвышался над архаичными постройками Подола. С пика башни за Киевом наблюдал медный барельеф архангела Михаила. Увы, в 1718 году произошел очередной пожар, который окончательно уничтожил старое здание первого киевского магистрата.

Каменная Ратуша

Почти 20 лет киевляне вели городскую жизнь, имея “бездомную” власть. Денег в казне было мало, руководством Киева решались более насущные проблемы, так что горожане обзавелись новым зданием ратуши только к 1737 году.

Новую ратушу построили целиком из камня. Ее внешний вид условно можно сравнить с внешним видом ратуш городов Запада Украины: те же два этажа и башня со шпилем, который упирается в небо.

Киевская ратуша 1697 года. Фото:almajournal3.webnode.com.ua

Про эту постройку нам известно намного больше, чем про ее предшественницу.

В частности, Николай Васильевич Закревский в своей работе “Описание Киева” 1868 года следующим образом повествует про здание киевской ратуши:

“Посредине главного строения был обширный выступ, в котором находилась парадная лестница и сени. Вровень со вторым этажом дома в сем выступе была открытая галерея или терраса, украшенная наверху фронтоном, на котором стояла медная колоссальная статуя Фемиды, с мечом в одной руке и с весами в другой… Но особенное внимание и удивление простого народа привлекал по своему устройству герб киевский. Это было медное, в кругу, до четырех аршин в поперечнике, барельефное изображение св. Архистратига Михаила, который издревле почитается покровителем Киева. Фигура архангела была так устроена при часах на башне, что во время их боя она ударяла стальным копием в кремнистую пасть змея, от чего сыпались из нея искры. Над часами, вокруг карниза башни была надпись славянскими золоченными буквами: “Богомъ хранима града Киева ≠ахуz (1697 )”.

Вечерами возле ратуши собирались толпы гуляк и музыкантов, народ толпился у входа в городской шинок напротив. Академик Гильденштедт упоминал о том, что циферблат на городских часах смотрел с высоты башни по всем сторонам света, а на балконе второго этажа трижды в день – ранним утром, в полдень и в сумерках – город слышал оповещения трубачей, которых за свой счет держал на службе магистрат.

История ратуши подошла к концу в начале XIX века. Ее трагическую кончину описывает господин Закревский:

“Роковым пожаром 1811 года июня 9 дня, здание сие опустошено, и кирпичи оного употреблены на постройку теперешняго контрактового дома, а от бывшего магистрата сохранился только означенный герб Киева, да статуя Фемиды, поврежденные огнем”.

В 1815 году Александр І утвердил план столичного архитектора Вильяма (Василия) Гесте. Он предполагал возведение в центре Киева общественного пространства, которое органично вписывалось бы в архитектуру отстроенного Подола.

Между нынешними Константиновской и Межигорской улицами планировали возвести три здания в стиле классицизма: Контрактовый дом, Почтамт, а также помещение обновленного киевского магистрата. Вместе они должны были сыграть роль делового центра всего Юго-Западного края империи. По проекту здания соединялись общей колоннадой с отведенным местом для торговых помещений.

Но планы так и остались планами – городу не хватило денег на реализацию грандиозного проекта, а административный центр с тех пор навсегда покинул рамки Контрактовой площади.

Вторая часть материала выйдет в среду, 12 апреля.

О том, как изменился Киев с начала 1950-х до сегодняшних дней, читайте в нашем материале "Большая разница: послевоенный Киев vs современность".