Как оказаться на этой волне? О, это гораздо проще, чем мастерить из каштана серфборд и пробовать поймать гребень волны на Днепре. И намного интересней!
Давно отгремели перепалки сторонников аналоговой и цифровой фотосьемок – мейнстримовский триумф цифры был предопределен. Пленочное фото очень быстро перешло в раздел oldschool… Но только не ломография! Работая с пленкой, ломо утверждает свой newsсhool, еще поновее цифры будет.
Небольшая историческая справка с привкусом пива
Дело было в 1991, не так далеко от почти уже суверенного Киева – в Праге два студента Венской школы искусств Матиас Фигль и Вольфанг Странцингер с удовольствием пили вкусное и хмельное чешское пиво. Пили много, и было им весело, иначе они бы ни за что не купили дешевый советский фотоаппарат «ЛК-А» (ЛОМО-Компакт Автомат).
Матиас и Вольфанг много смеялись (если не сказать «ржали»), когда фотографировали все подряд и кое-как, даже не глядя в видоискатель, и перестали смеяться, только когда проявили пленку. На удивление, ломо-фото очень живо передавали взгляд увеселенного пивом человека: где-то просто в небо над головой, иногда себе под ноги, иногда прищуренный, а порой расплывшийся – непредсказуемый! Никаких стандартов, канонов, купюр, штампов – только «Жизнь, как она есть». Последнее пишем с большой буквы, потому что именно эта фраза стала главным принципом ломографии – сейчас уже мощного движения, объединяющего больше миллиона людей по всему миру.
Метод ЛОМО или почему от ломографии в восторге Брэд Питт и Билл Клинтон
Дух времени требует от нас быть продвинутыми – причем настолько настойчиво, что так и хочется обвести его вокруг пальца. Ломографы этим и занимаются – проявляя продвинутость в принципе «чем примитивнее фотоаппарат, тем лучше» (ЛОМО – прародительница, но уже давно не единственная ломо-камера). Или относясь с особым теплом к просроченной пленке.
Принцип «Жизнь, как она есть» отдает занудной документалистикой, если понимать его «в лоб». «Жизнь – такая, какой ее вижу я» будет очень правильным уточнением. И даже больше: «Жизнь – как я ее хочу видеть».
Помимо диких ракурсов, расфокусов, засветок и спонтанной планировки кадра, ломографы применяют ряд вполне обдуманных методов. (А главная прелесть в том, что их всегда можно проигнорировать и придумать свой, новый).
Например, используют цветные вспышки – красную, если хочешь «фото с Марса», синюю – если из «подводного мира». Пускают в ход самые невероятные фильтры, цветные и искажающие линзы. Приделывают к аппаратам полароидные «задники», получая мгновенные фото из «камеры смеха».
Один из любимых приемов – игра с выдержкой. Ручной режим ломо-камер позволяет оставлять открытым затвор объектива хоть на час, хоть на день. При этом пленка «запишет» все, что попадает в кадр за это время. Получится целый временной слепок в одном кадре. Энтузиасты даже ставили эксперимент, оставив камеру снимать кадр длиной в год! Также из распространенных методов – «кросс-процесс», когда пленку проявляют не по стандарту, при этом непредсказуемо искажаются цвета. Или «red scale», когда пленка умышленно заправляется в камеру обратной стороной.
Особый случай – «дабл». Это наложение двух изображений, когда на один кадр делают два снимка. Впрочем, можно и больше. Любимая игра ломографов – выслать не глядя отщелканную пленку коллеге в другой город, который отснимет ее еще раз. И после этого оба наслаждаются эффектом наложения двух городов.
Ломо-маньяки утверждают, что можно сделать ломо-камеру даже из спичечного коробка, пачки чипсов, чего угодно – надо только сначала в темноте поместить внутрь пленку. И вы увидите жизнь глазами чипсины.
Наверняка теперь вам будет проще понять, почему ломографией «балуются» даже такие люди, как Брэд Питт, Роберт Редфорд, Элайджа Вуд, Моби. А дизайн ломо-камер часто делают известные дизайнеры, выставляя их потом на конкурсы. И даже Билл Клинтон был от ломо в таком восторге, что отдал специальное распоряжение, которое сделало ломо-камеру Holga единственным фотоаппаратом, которым можно снимать в Белом доме.
Ломо в Киеве: кажется, дождь начинается
Штаб-квартира Международного ломографического сообщества находится в Вене, и у него есть Посольства по всему миру. Скоро, похоже, оно будет и в Киеве.
Киевские ломографы начали кучковаться. Затеяли Фестиваль ломографии. А поскольку ломографы не любят холод, то первое в истории Киева масштабное ломо-событие запланировано на весну 2011, в галлерее «Лавра». Ломо-Вена хочет посмотреть, как все пройдет, и, если ей понравится, Киеву официально выпишут ломо-посольство.
Инициаторами выступают киевские ломографы со стажем – Аня Белая (по жизни режиссер) и Дима «Come» Костырко (по жизни художник). Так что мы задали им несколько вопросов:
НК: Ломо… В чем прикол?
Прикол в том, чтобы расслабиться, поэскпериментировать, воплотить свои идеи. Главное – поменьше загружать мозг. Я знаю, многие люди начинают заниматься ломо в смурные дни, и это позволяет отвлечься. С такой пупизоидной камерой человек превращается в ребенка. Сама пленка дает странное ощущение… Не знаю, как объяснить – будто оно живое!
НК: Где взять все необходимое: камеру, пленку, проявку?
Основной источник ломо-камер – секонд хенды, чердаки дедушек. Впрочем, можно также заказать через Интернет. Цены – от 50-100 долларов. Пленку по нашей просьбе уже начали завозить в «Фотолавку» на Шота Руставели, 8-А.
НК: - В каких ломо-активностях можно участвовать?
Есть масса глобальных проектов. Например, Ломо Глобус: каждый может сфоткать то место, где живет, и из этих фото постепенно составляется карта мира. Часто по самым разным поводам (для выставок или как оригинальное дизайнерское решение) формируются так называемые Ломо стены – для них, как правило, осуществляется международный подбор (бывает, на одной стене собрано 100 000 фото со всего мира).
Киевское ломо-сообщество только формируется, присоединиться к нему очень просто – связаться через сайт, вас с радостью примут. А там помогут и камеру с пленкой обрести, и от скуки избавиться. Как вариант, можно заказать все необходимое в интернет-магазине.
И, напоследок,
«Конституция» ломографии: 10 правил, официально принятые Международным ломографическим сообществом.
1. Носи свой фотоаппарат повсюду.
2. Используй его в любое время – днем и ночью.
3. Ломография – это не вмешательство в твою жизнь, это часть ее.
4. Приближайся к объектам твоего ломографического желания так близко, как только возможно.
5. Не думай.
6. Действуй быстро.
7. Тебе не нужно знать заранее, что снято у тебя на пленке.
8. Тебе не нужно знать это и потом.
9. Снимай «от бедра».
10. Забудь о правилах.