Он ходит по скоростному маршруту №3 на Борщаговке: от Кольцевой дороги до улицы Старовокзальной. У него ниже посадка и более плавный ход. Однако проехать на «Каштане» удается не каждому – в четверг, например, его не пустили из-за поломки дверей.
Наследство Евро
Идея создать собственный трамвай европейского образца пришла городским властям накануне Евро-2012. Теперь градоначальник Александр Попов хвастается трехсекционным транспортом со сравнительно низким уровнем пола, раздельной системой кондиционирования для водителя и пассажиров, а также новой тормозной системой, которая позволяет останавливаться плавнее. Среди плюсов «Каштана» и то, что он, как говорят, на 40% экономичнее предшественников.
Разработали его в депо «Киевпасстранса». Стоимость каждого состава в итоге составила 10 млн грн, хотя изначально заявлялось 9,4 млн. В «Киевпасстрансе» говорят, что готовы запустить трамвай в серийное производство, а поставлять его могут и в другие города Украины.
Технологии из девяностых
Эксперты восторженных откликов чиновников о трамвае не разделяют. «По сравнению с современными европейскими трамваями "Каштан" устарел лет на 20», – считает независимый транспортный эксперт Александр Кава, который был координатором реформирования транспортной отрасли Центра реализации экономических реформ при президенте Украины.
«Технологически это вагоны конца 1980-х – начала 1990-х годов. В Европе все трамваи давно работают на асинхронном приводе. Он позволяет экономить до 40% электроэнергии по сравнению с двигателями постоянного тока. Тележки – основной элемент ходовой части вагона – по сути, остались от "Татры Т3" 1960 года.
По параметру высоты уровня пола „Каштан“ тоже сильно уступает современным составам. Пассажир должен беспрепятственно заходить в трамвай, перешагивая только небольшое пространство между платформой и вагоном, а также беспрепятственно передвигаться по салону».
Дизайн столичного трамвая также называют не самым новым. По словам Кавы, ширмовые двери давно нигде не применяются. Они, как и многое другое, просто перешли в наследство от «Татры».
На чем ездим
Сегодня по Киеву курсируют 10 видов трамваев. Самые новые, не считая «Каштана», – красный K-1М производства «Богдан Моторс», детище «Киевпастранса» бело-красный T3-UA-3 и сине-бело-красный K-1M производства «Татра-Юг».
Все они 2012 года выпуска. Самые старые – знакомый с детства бело-желтый трамвайчик «Татра Т3» 1964 года выпуска и его более новая версия «Tатра T-3M» 1985 года.
vz.ua