Неподвижная движимость: киевские памятники транспорту

Памятник первому трамвайному маршруту [Почтовая площадь, у Владимирского спуска ]

В 1992 году на Почтовой площади установили памятник к 100-летию первого в Восточной Европе, Российской империи и Киеве электрического трамвая. Впервые он пробежал от Царской (Европейской) до Александровской (Контрактовой) площади в феврале 1892, а 1 июня (14-го по новому стилю) того же года открылось регулярное пассажирское сообщение по этому маршруту. Его организатором стало «Общество киевской городской железной дороги» с мажоритарными акционерами в лице инженера Аманд Струве, владевшего в Киеве концессией на водопровод и газовое освещение, а также сахарозаводчика Лазаря Бродского.

Как видим, дату празднования в этом году подвинули на будний день, чтобы дать трамвайщикам отметить её в коллективах. К сожалению, сам памятник вандалы облили какой-то белой дрянью, но, к счастью, это не мешает рассмотреть во всех подробностях изображенных в бронзе симпатичных пассажиров и вагоновожатого.

Памятник первому трамвайному маршруту

Памятник первому трамвайному маршруту

______________________

Памятник трамваю

 

[ Фрунзе, 132 ]

В 1985 году, когда вагон был установлен у проходной трамвайного депо, оно еще называлось «имени Красина», теперь – Подольское. С 1929 года, когда пришли в негодность закупавшиеся до революции бельгийские вагоны, такую модель выпускал Киевский завод имени Дзержинского. Этот конкретный экземпляр был выпущен в период с 30 по 34 год, работал на маршруте №17 (Вокзал – Бессарабка). После аварии 1949 года его подремонтировали и отправили работать в Конотоп. В 1974 году трамвай вернулся на историческую родину, был еще раз отремонтирован и превращен в памятник.

Памятник трамваю

Памятник трамваю

__________________________________

Памятник паровозу модели 9П

 

[главный корпус НТТУ «КПИ»; проспект Победы, 37, корпус 6 ]

Паровоз модели 9П в 1935 году начал выпускать Коломенский машиностроительный завод – тот, что до революции принадлежал Аманду Струве и делал трамваи для первых киевских линий. Небольшой 9П не таскал за собой составы, а использовался для маневровых работ в пределах станций, на путях рудников и заводов. Стоящий возле 6-го корпуса Политеха паровоз с 1954 по 1974 работал на Киевской ТЭЦ, позже был восстановлен и подарен городом КПИ. Он мил и доступен для фотографирования. На паровозе есть, как минимум, две подножки примерно в половину человеческого роста высотой. Так что достаточно развитому человеку будет несложно взобраться наверх, чтобы позировать у рычагов.

Памятник паровозу модели 9П

Памятник паровозу модели 9П

___________________

Памятник паровозу ФДп

 

[ площадь Кривоноса , около железнодорожного вокзала]

Честно говоря, этот памятник будет малоинтересен кому-то, кроме фанатов железнодорожного транспорта. Паровоз стоит на высоком постаменте – толком не рассмотришь, никогда не заберешься. Зато вокруг спитые дядечки возлегают, а под деревьями обустроен «общественный туалет». Смотре не на что, зато есть, о чем послушать. Удивительная история, вот этот самый Фдп – не ФДп никакой, а ИС, то есть «Иосиф Сталин». В годы борьбы с «культом личности» ему дали имя другой модели паровоза – «Феликс Дзержинский пассажирский». Шило – на мыло. А вовремя какой-то из последующих реконструкций с постамента убрали, как потерявшую актуальность, надпись «Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка, иного нет у нас пути…»

Памятник паровозу ФДп

Памятник паровозу ФДп

___________

Памятник «Запорожцу»

 

[ Васильковская, 20 ]

Когда-нибудь, наверное, мы увидим и памятник Lanos`у – первому общедоступному типа заграничному автомобилю, убившему остатки советского автопарка. Но он не был ни первым украинским, ни по-настоящему народным – эти звания навсегда закреплены за «Горбатым». Конечно, не дизайном и не техническими характеристиками, а дешевизной и отсутствием конкуренции объяснялась невероятная популярность ЗАЗ-965. Тогдашний генеральный конструктор автозавода Владимир Стешенко вывел формулу, по которой «Запорожец» не может стоить дороже тысячи бутылок водки. Так и было, в 60-х водка стоила 1 рубль 80 копеек, первый ЗАЗ – 1800 рублей.

Единственный памятник «Горбатому» стоит в Голосеево, на Васильковской, около Автодорожного техникума. Крашеную в патриотичные цвета машину уже хорошо потрепало коррозией. На табличке еле видна надпись – «ЗАЗ-965. Перший український легковий автомобіль».

Памятник Запорожцу

Памятник Запорожцу

_________

Памятник мусоровозу

 

[ проспект Правды, 85 ]

Стоял бы этот памятник где-то ближе к центру, не миновать бы ему славы городской достопримечательности. Но Киевспецтранс установил его напротив своего офиса, расположенного на границе Виноградаря с лесом, между Берковецким кладбищем и Синим озером. Как написано на табличке, мусоровоз КО-413 был воздвигнут в апреле 2004 года «в честь трудовых заслуг работников санитарной очистки Украины в связи с 35-летием Киевспецтранса и 10-летием создания Украинской ассоциации автопредприятий санитарной очистки». Заметим, что и эта машина выкрашена в цвета государственного флага.

Памятник мусоровозу

Памятник мусоровозу

_________

Памятник воинам-автомобилистам

 

[район Московской площади, проспект 40-летия Октября, 22 ]

Ставить технику в качестве памятников в СССР начали после войны. Сначала – все больше танки, потом – грузовики, прежде всего, легендарную «полуторку». Но в Киеве в 1985 году на постамент у клуба имени Фрунзе (сейчас – Дом детского творчества) вкатился ЗиС-трехтонка. Неизвестно, принимала ли эта машина участие в войне. Но изготовлена она была в 1941 году, а найдена на обувной фабрике в конце 70-х. Там пенсионерка исправно работала, перевозя материалы. Когда-то в День Победы к памятнику приезжали воевавшие автомобилисты, играл оркестр. Но в 2006 году ЗиС исчез. Машина вернулась на место лишь через полгода, после протестов ветеранских организаций.

Памятник воинам-автомобилистам

Памятник воинам-автомобилистам

________________

Памятник погибшим при освобождении Киева

 

[ Симиренко, 21 ]

Южная Борщаговка – район, где я никогда не был и, надеюсь, никогда больше не буду. Час езды, пять попыток спросить дорогу, случайный выезд за границу города. Немудрено, что абсолютное большинство из нас даже не слышало о существовании этого памятника. На бампере бронзового «Виллиса» сидит поникший солдат, под ним – братская могила 74 погибших в 1943 году при освобождении Киева. Вероятно, это единственный в бывшем СССР памятник технике западных союзников, полученной во время войны по ленд-лизу. В 1994 году с могилы украли бронзовую табличку с именами солдат, её заменила гранитная безымянная плита.

Памятник погибшим при освобождении Киева

Памятник погибшим при освобождении Киева