Если настоящее искусство – это что-то противоположное стандартам и серости, то искусство есть и в спорте. В этом я убедилась, побывав на кинофестивале в «Кинопанораме», который организовали спортсмены. Активисты и популяризаторы украинского фрирайд-движения КирычЪ и Коля Доскер (они же – в числе организаторов кинопоказа) объяснили нам, зачем спортсменам нужны кинофестивали, параллельно заворожив рассказами о романтике «диких» заснеженных горных склонов. Ведь фрирайдер едет в такие места, где никто не прокладывает снежных трасс, где первый след на снегу оставляет он сам.
КирычЪ: Катание вне трасс – это свобода, дающая совсем другое ощущение, чем обычный спуск по трассе. Для нас нет ничего лучше, чем расписать нетронутый никем склон, оставить на нем свой первый след!
Коля Доскер: Мы фанатики, которые только и ждут зимы и снега, чтобы покататься.
КирычЪ: Украинский фрирайд-клуб уже несколько лет организовывает совместные выезды, мероприятия, на которые собираются наши друзья, и друзья наших друзей, и их друзья… Все наши проекты направлены на развитие и популяризацию фрирайда в Украине, будь то кинофестиваль или фестиваль в горах. К примеру, мы узнали, что в Америке и России выходят 2 фильма о фрирайде. Сразу было решено привезти их в Украину и устроить показ.
НК: Но катание вне трасс наверняка требует определенной подготовки… Или нет?
КирычЪ: Во фрирайд приходят люди, которые уже уверенно катаются по разным склонам. Таких мы и берем с собой, чтоб научить и показать, как нужно управлять телом и снаряжением в условиях неподготовленных трасс.
Если мы катаемся в курортной зоне, то выезжаем за пределы катания основной массы туристов горнолыжников и сноубордистов. Лезем на соседние горы и в леса, где можно найти нетронутый снег. При определенном умении, правильной технике и владении телом и снаряжением это не только не страшно, но и очень приятно! Разумеется, если лес не настолько густой, что без мачете не пробраться.
НК: При вашем клубе есть что-нибудь вроде школы или секции, где можно обучиться фрирайду?
Коля Доскер: Самая лучшая школа – это совместные поездки в горы. Если вы хотите попробовать, можно зайти к нам на сайт, выбрать подходящую дату и определиться с направлением, куда вы хотите поехать.
Можно просто написать нам письмо со своими пожеланиями. Новичкам мы всегда подскажем, куда лучше поехать, чтоб попасть на хороший снег. Мы организовываем выезды, и никто не остается без внимания инструкторов и гидов. Вам подскажут, что да как, научат необходимой технике и основам лавинной безопасности.
В этом сезоне наши школы будут работать в Карпатах, в Гудаури (Грузия), в Гульмарге (Индия), а также будет специальный фрирайд-тур по Восточной Европе.
Что касается стоимости, то обычно это средняя стоимость поездки на зимний отдых. Но конечно, гоняясь за свежевыпавшим снегом, нужно быть готовым немного переплатить за дорогу.
Выезды нашего клуба обычно массовые, собирается не меньше 30-40 человек на одну поездку. Но когда речь о катании на склоне и работе с группой, нас бывает не больше 8-10 человек на 1-2 гидов. Так безопаснее и удобнее.
НК: Это единственные места, где можно проложить себе горную дорогу по свежему снегу? Где еще вас можно найти?
Коля Доскер: Мы катаемся там, где есть снег и можно найти целину (это одно из названий для нетронутого снега, такого притягательного для нашего брата). Например, всем известный Буковель мы не любим, потому что снег там готовят специальной снегоукладочной техникой, из-за чего катание превращается в однообразное скольжение по подготовленной трассе.
В Украине мы выбираем Драгобрат, Пилипец и Подобовец, дикие склоны Черногорского хребта. В России - это Приэльбрусье, Домбай, Камчатка…
КирычЪ: Если позволяет бюджет, то стоит поехать в Канаду, Америку, Южную Америку, на Аляску. Очень рекомендуем попробовать хели-ски. Это когда вас на гору забрасывает вертолет, а потом он подбирает вас уже под горой и летит на новую вершину. Кстати, эта услуга уже есть и в Украине.
В Киеве и под Киевом мы не катаемся вообще – это скучно. Но для начинающих подходит абсолютно любой склон – главное, чтобы рядом находился инструктор.
НК: Ну а летом, когда снега нет, чем вы занимаетесь?
Коля Доскер: - Катаемся на великах, кайтах, виндсерфе. Летаем на парапланах и лазаем по скалам.
НК: Давайте начистоту: насколько это увлечение опасно?
Коля Доскер: Риск очень велик. Мы ведь покидаем обслуживаемые трассы, а значит, рассчитываем только на свои силы и на помощь друзей. Поэтому важно, чтобы группа была подготовлена и знала, как себя вести в случае чрезвычайных ситуаций. Каждый член команды должен быть укомплектован противолавинным снаряжением (лавинный датчик, снежная лопата, щуп...), аптечкой, теплой одеждой, запасом еды и питья.
Опасности подстерегают на каждом шагу. Ни в коем случае нельзя уходить в горы одному, а в идеале приключений стоит искать только в команде с опытным гидом, который не только хорошо знает местность, но и может при необходимости оказать помощь.
КирычЪ: Всякое бывало… На сноубордах пару раз так проваливались в снег, что не могли из него выбраться, друзья откапывали. В Приэльбрусье проваливались под снег в речки... Сбивались с дороги и бродили в тумане и снегопаде несколько часов в поисках обратного пути к цивилизации.
Но сколько плюсов в таком времяпрепровождении! Кто любит активный отдых в компании единомышленников, приправленный порцией риска, но дарящий ощущение свободы, - тот поймет!
В 2009 году вышел первый украинский фильм о фрирайде от нашей команды, «Прогноз Погоды» - его можно свободно посмотреть в интернете.